Интервью 30 декабря 2016
Жан-Филипп Клермон, Atelier des Ors:

«Мы восхищаемся прошлым, но не ностальгируем по нему»

Итак, последнее интервью в этом году. Ира поговорила с Жан-Филиппом Клермоном, создателем бренда Atelier des Ors на презентации шестого аромата коллекции.

Мы выбираем ароматы по принципу личной симпатии и наших вкусовых предпочтений, но иногда случается так, что обойти стороной бренд просто не представляется возможным после увиденного единожды фото флакона. Так случилось у меня с брендом Atelier des Ors. Год назад я увидела фото коллекции ароматов на одном из имиджей бренд, и мой внутренний перфекционист приклонил голову, а ребенок, сидящий глубоко в подсознании сказал "хочу". Я начала искать информацию, читать статьи, но не встречала эти флаконы в жизни, мне даже в голову не приходило, что они могут продаваться в России. Этим летом состоялось мое знакомство с пятью ароматами, и я не могла насмотреться на танцующее во флаконах золото, поэтому даже не заметила как влюбилась в два аромата окончательно и бесповоротно. Это пришло ко мне позже, когда дома я достала блоттеры из сумки.

Шло время, я продолжала следить за новостями бренда и когда получила приглашение прийти на встречу с Жан-Филиппом Клермоном, создателем бренда Atelier des Ors, посетившим Москву с презентацией шестого аромата коллекции, внутри меня боролись одновременно радость и страх. Но, поборов страхи и стеснение, в день встречи я приехала в ГУМ чтобы увидеть этого обаятельного креатора и задать ему несколько вопросов о золотых ароматах.

Cегодня состоится презентация вашего нового аромата Iris Fauve, насколько я знаю, он про ирис и мускус. Чего же нам ждать? Это будет пудровое облако или шерстка котенка?

Сейчас мы нанесем его на вас и узнаем какой он будет на вашей коже, а я пока расскажу каким мы его себе представляли при создании. Это не типичный пудровый аромат, в котором можно уловить винтажный шик и классическое звучание, присущее пудровым ароматам с участием ириса. Пудра тут слышна в самом начале и лишь намеком, я бы даже сказал легким прикосновением. Этот аромат - современное прочтение темы ириса. Он в Iris Fauve не такой, каким его помнит еще моя бабушка: в нем нет плотности, насыщенного пудрового присутствия и ассоциаций с будуаром. Мы постарались создать современный ирис.

Большинство людей, которых я знаю и с которыми сталкиваюсь в рабочей среде, не любят ирисовые ароматы. Для них они старомодные. И когда я предлагал им попробовать Iris Fauve, мне говорили: "Хорошо я попробую, но я уже знаю, что он не для меня, я не люблю ирис", на что я отвечал "Нет, ты попробуй, он другой". И со мной соглашались после того как аромат наносили на кожу. Это прочтение ириса без отсылок к винтажу, мы сделали его немного прохладным в старте, мягким в продолжении. Он создан для того чтобы его носили, а не чтобы он стоял на полке - это наше правило, руководствуясь им мы делаем все наши ароматы.

 

Все ваши ароматы имеют легенды, многие из которых связаны с историей, а оформление флаконов непрозрачно намекает на строгость, свойственную ар-деко. Почему вы решили совместить роскошь золота, глубокие, а порой и запутанные легенды с прямолинейностью и строгостью модернизма?

Мы восхищаемся прошлым, но не ностальгируем по нему. Идея Atelier des Ors - это интерпретация звучания классических ароматов на новый лад. Мы стираем винтажный налет и вдыхаем новое звучание в привычные вещи, создавая креативное прочтение того, что восхищает людей многие десятилетия. Нам хочется чтобы в наших ароматах были очарование, поэтизм и загадочность. Как мне кажется, если бренд не старается этого достичь, он теряет свою привлекательность.

Если современный люкс гонится за прибылью, то ниша позволяет парфюмерам идти по пути раскрытия своих фантазий, создавая ароматы, вдохновляясь самыми неожиданными вещами или событиями. Ниша дает возможность быть свободными и писать свою книгу ольфакторных рассказов.

 

Какая история у нового аромата и какое у него сообщение для тех, кто не любит ирисы?

Я никогда не думал о наших ароматах в таком ключе, сейчас даже интересно будет проанализировать (смеется). В первой пятерке ароматов мы рассказывали про закат, лунный свет или еще о чем-то конкретном, пусть даже и вымышленном. А в этом аромате, как мне кажется, мы дали свободу мысли нашим покупателям чтобы они смогли сделать свои личные предположения и написать собственные истории.

Мари Саламань (парфюмер всех ароматов Atelier des Ors) обожает ирис и мускус, это ее любимые аромо-материалы. В то же время, они оба по-настоящему обладают винтажным звучанием, которое не свойственно нам. Я дал Мари свободу действий при создании композиции, потому что только она смогла бы так смешать ирис и изначально анималистичный мускус, чтобы сделать из них современную композицию, которая будет комфортной в восприятии.

А история у аромата очень красивая. В древнегреческой мифологии у Зевса и Геры была дочь Айрис, или Ирида, ее представляли как красивую девушку в красном хитоне и мантии, обладающей радужными крыльями. Она была посланницей богов и когда она летела по небу, ее крылья отбрасывали радужный след, на конце которого можно было найти горшочек с золотыми сокровищами.

В аромате я очень хотел добиться мягкости звучания, чтобы он напоминал ту самую мантию, которая всегда накинута на плечи богов. Мне хотелось чтобы он воспринимался как комфортная накидка, которая будет уместна в любой ситуации, и Мари добилась этого эффекта, аромат получился комфортным.
 

Что у вас в дальнейших планах? Вы уже работаете над новым ароматом?

Да, сейчас в планах табачный аромат. Но когда я говорю "табачный" я представляю сигарный табак. Я фанат сигар, и это связано с моей предыдущей работой, поэтому мне хочется создать аромат про сигары. В нем не будет сладости, вкусностей и гурманики, как это бывает в кальяне, в нем также не будет горькости сигаретного табака. Он будет дымным, торфяным и глубоким по звучанию.

 

Зная вашу традицию о доминантной ноте в аромате, не могу не спросить какой же будет главная нота табачного аромата про сигары?

Я вдохновляюсь ольфакторным путешествием по предыдущей работе, которая была связана с табаком, и последнее время нахожусь в постоянном поиске сочетания тех нот, которые передали бы мой замысел. Я нашел несколько, и сейчас Мари ищет идеальную композицию, которая соберет целостный образ. Это виски, кедр, из которого изготавливают сигарные хьюмидоры, возможно какие-то другие древесные нюансы.

 

То есть, в этом аромате доминанты не будет?

Вероятно будет (задумался). А может и нет. Если честно, я пока не знаю точно, но Мари обещала, показать мне первый прототип аромата когда я вернусь домой. Это будет уже на следующей неделе, и я жду этого момента как маленький ребенок (смеется). Пока же создание - это очень увлекательный квест, который мы пытаемся пройти. Увидим получится ли.

 

Все ароматы Atelier des Ors вы создали с Мари. Насколько хорошо вы понимаете друг-друга?

Нам очень легко в работе и я считаю это везением, хотя я не думал работать с Мари в самом начале. Я ездил на множество встреч, разговаривал с разными парфюмерами, искал свой нос и даже нашел того, кто должен был бы встать у руля.  Но один из моих друзей один раз сказал: "Ты знаешь, я знаком с одним парфюмером, тебе обязательно нужно с ней встретиться". Я ответил что то из разряда "Да, спасибо, я буду иметь ее ввиду", но не отнесся к этому всерьез. Друг протянул мне визитку Мари и взял с меня обещание, что в свой следующий визит во Францию я обязательно ей позвоню. Пришлось сдержать слово (смеется). Я прилетел в Париж, позвонил Мари и назначил ей встречу. Она приехала на встречу со своей ассистенткой Оливией. Мари вошла в комнату, мы познакомились... и через 5 минут я сказал: "окей, мы будем работать вместе!" Что самое интересное, я очень быстро изменил свое мнение, а это мне несвойственно. Если предыдущее решение о парфюмере было взвешенным и продуманным, то здесь я почувствовал эмоциональную связь и понимание с первого слова, потому что она живая, улыбчивая и легкая в общении.

А самое главное, что меня в ней привлекло, она тут же уловила суть бренда, и наравне со мной, а порой даже больше меня, опекает ценности бренда, которые мы стараемся сохранять от аромата к аромату.

 

Вы даете Мари полную свободу действий, или у вас присутствуют брифы?

Нет, у нас нет брифов и прочих формальностей, мы общаемся и Мари начинает работать, действуя в полной свободе. Но! Так было во всех ароматах за исключением табачного, над которым она работает сейчас. Тут слово всегда за мной, так как этот аромат обо мне и про меня. И это она тоже прекрасно понимает.

Обычно я не пишу ноты или задание, не ограничиваю в ингредиентах. Я рассказываю идею и каким я чувствую настроение аромата, обозначая лишь вдохновляющие меня моменты, такие как раннее утро или закат, свежесть или уют, а дальше Мари переводит мои слова в аромат.

Она полностью свободна в креативе, но это не означает, что я ничего не контролирую. Мы дорабатываем некоторые версии, например Larmes du Désert и Rose Omeyyade мы реформулировали несколько раз до получения идеального звучания, а вот Lune Feline и Aube Rubis выпустили всего за несколько месяцев спустя две версии.

Вы уже не только коллеги, но и настоящие друзья. Если вы настолько хорошо друг-друга знаете, скажите какой нотой можно было бы охарактеризовать вас и Мари?

Это несложно! Мари - это мускус, так как это ее любимая нота и она мягкая с виду, но на самом деле с характером. А я - табак, так как я им восхищен и моя жизнь связана с ним очень давно.

 

Раз тот вопрос был легким, то давайте поговорим о противоположном. Как вы думаете, какой аромат для вас было бы сложнее всего создать?

Интересный вопрос, Пожалуй, аромат о себе. Говорить о себе сложнее всего. Например, если вы говорите о луне, то это магнетизм, восхищение, обольщение, темнота и так далее. Вы наращиваете ваши впечатления и легко находите ноты, которые могут проиллюстрировать ваши впечатления в аромате, но когда вы говорите о себе - это очень сложно и подобрать ноты для своей души сложнее всего. Или вот еще на ум пришло - трудно было бы создать аромат о каком-то событии, которое тронуло до глубины души или оставило след в твоей жизни.

 

А вы хотели бы создать именной аромат и если да, то кому бы вы его посвятили?

Мне кажется вы почувствовали самую суть моего настроения и теперь этим пользуетесь (смеется).  Это было бы очень личное посвящение. Я бы впервые нарушил правило Atelier des Ors не ностальгировать о прошлом и посвятил бы аромат своей бабушке. Сейчас, смотря на детские подарки, сделанные ее руками, я возвращаюсь назад во времени и вспоминаю аромат приготовленной бабушкой еды и ее улыбку. Она меня любила и учила самым важным в жизни вещам. Это очень теплые воспоминания и я хотел бы рассказать о них в красивом аромате.


Ира Бьютика – бьюти-блогер и редатор проекта beautyreporters. Профессиональный фотограф, увлеченная парфюмерией, Ира делится новостями и фоторепортажами с презентаций и рассказывает обо всем, что происходит в парфюмерном мире.

Поделиться:
Выбор города
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Астрахань
  • Барнаул
  • Владивосток
  • Волгоград
  • Воронеж
  • Екатеринбург
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Казань
  • Калининград
  • Кемерово
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Набережные Челны
  • Нижний Новгород
  • Новосибирск
  • Омск
  • Оренбург
  • Пермь
  • Ростов-на-Дону
  • Самара
  • Саратов
  • Тольятти
  • Тюмень
  • Ульяновск
  • Уфа
  • Хабаровск
  • Челябинск
  • Ярославль