Статьи

Юбилей, Северное сияние

Специально к "красному дню календаря", празднику Великой Октябрьской социалистической революции, Виктория Власова рассказывает об аромате "Юбилей". 

Те, кто носил "Юбилей" в 1980-х, вряд ли задумывались, какой именно юбилей имеется в виду. Красивый аромат, броское и достаточно абстрактное название, модный флакон со спреем - и никаких ассоциаций с событием, в честь которого эти духи были созданы. А между тем это один из самых старых реликтов советской парфюмерии: его выпустили к 20-й годовщине Октябрьской революции.

Помимо традиционных торжеств по всей стране СССР отметил эту дату в 1937 году необычным способом - принял участие в Парижской промышленной выставке. В той самой знаменитой выставке, на которой советский и германский павильоны пророчески стояли друг напротив друга - орел Третьего рейха против "Рабочего и колхозницы".

Для СССР выставка стала своего рода отчетом о достижениях социалистического строя, поэтому в советской экспозиции было представлено все лучшее, чего удалось добиться за эти годы в каждом направлении. Советский павильон поражал масштабами и роскошью даже на общем грандиозном фоне.

Естественно, многие экспонаты были созданы специально к этому событию и только в единственном экземпляре - скульптуры, картины, самоцветные мозаики. Но некоторые предметы с выставки все-таки были рассчитаны на серийное производство и действительно массово выпускались в СССР. Интерес к Советскому Союзу был огромен, и за полгода работы советского павильона его посетили около 20 миллионов человек. Публика восприняла многие экспонаты с восторгом, жюри тоже не осталось равнодушным: СССР получил в общей сложности 270 наград, в том числе 70 золотых медалей - и одна из них досталась как раз духам "Юбилей". Советская парфюмерная промышленность в тот момент уже была на высоте и могла производить духи, которые, по словам А. Микояна, "не уступали по качеству парижским". Микоян, поочередно возглавлявший Наркоматы торговли, снабжения и пищевой промышленности, немало сделал для успеха отечественной парфюмерии - когда при нем проводились массовые закупки импортного оборудования, парфюмерным фабрикам тоже перепало, и были также налажены поставки высококлассного заграничного и отечественного сырья. Так что к 1937 году советским парфюмерам было что предъявить на международном уровне.

"Юбилей" очень сильно отличался от советских парфюмерных бестселлеров предыдущего десятилетия - "Красной Москвы" и "Красного мака". Но к середине 1930-х в парфюмерной моде появилось новое течение, набирали популярность тонкие, прохладные ароматы - как раз такие, которые особенно удавались фабрике Ленжет (Северным сиянием она стала называться только в 1950-х). "Юбилей" создавался в расчете на Парижскую выставку, поэтому его можно считать программным произведением ленинградских парфюмеров - и этой программе фабрика потом будет следовать не одно десятилетие. В "Юбилее" очень четко виден фирменный почерк этого производителя - геспериды на старте, мускус в базе, холодная тональность.

В советской специальной литературе пирамида этих духов нигде не расшифровывается, разве что упоминаются его фантазийность и заметное присутствие жасмина в аромате. Торговые каталоги рекомендуют "Юбилей" для вечера и описывают его как тонкие, нежние и запоминающиеся духи для женщин молодого и среднего возраста. Я слышу в "Юбилее" следующее:

начало - сладковатые цитрусы, незабудки, липа;

середина - тубероза, жасмин, сирень, кожа;

база - цибетин, бензоин, мускус.

Флаконы Северного сияния обычно не поражают красотой, но у них есть подкупающая лаконичность. Изначальный дизайн "Юбилея" как раз такой: простые линии, четкие формы. При этом он довольно оригинален благодаря редкой для Северного сияния предметности - стоппер сделан в виде знамени, а флакон изображает главный фасад советского павильона на Парижской выставке. Коробка, естественно, красного цвета - официального цвета Революции, а лавровые и дубовые ветви символизируют победное шествие социализма. Наглядная агитация в действии.

В этом оформлении "Юбилей" просуществовал долго, но постепенно революционный пафос стал ослабевать. В конце 1970-х "Юбилей" разливали в прямоугольный флакон - все еще со стеклянным стоппером, но уже без символики. Этот флакон не был разработан персонально для "Юбилея", ранее в нем выпускались духи "Любимый город" и одеколон "Ленинградский". А в середине 1980-х, видимо под влиянием "ветра перемен", "Юбилей" ребрендировали, не оставив и намека на изначальный повод, даже от красного цвета отказались. Спреевый флакон гораздо больше соответствовал новому ритму жизни, чем хрупкая конструкция со стеклянным стоппером. Но шипастая "ананасная" огранка выглядела безлико: в 1980-х ее использовали слишком часто.

Аромат тоже не остался прежним. Похоже, что в 1980-х Северное сияние пыталось найти новый стиль, уйти от прекрасных, но на тот момент уже надоевших гесперидов, от фужерной подложки в цветочных духах, от прохладных кожаных нот - многие ленинградские новинки того десятилетия звучат совершенно не характерно для Северного сияния. Сейчас в этих экспериментах явно читается предчувствие будущего - парфюмерия, в том числе и советская, входила в новую эпоху. Старый и новый "Юбилеи" звучат очень по-разному. Но не как два совершенно неродственных аромата, а как две части одного целого. Словно изначально были какие-то слишком сложные духи, которые потом для простоты разделили на две составляющие: в одну отнесли все верхние ноты, до минимума сократив низы, а второй отдали всю середину и базу. Поэтому старый и новый "Юбилеи" отлично звучат вместе при одновременном нанесении - словно сходится парфюмерный паззл.

"Юбилей" 1980-х все еще прохладный и сладковатый, но заметно более легкий.

Начало - альдегиды, фиалка, ландыш, липа, магнолия;

середина - нарцисс, ирис (цветы), жасмин, корица;

база - мускус, пачули.

Изменение в составе пирамиды повлекли за собой и расхождения в характере этих двух ароматов. Старый "Юбилей" - про не утихшие еще страсти, про "неба утреннего стяг" и "вихри яростных атак". В нем действительно, как в песне Добронравова, "юный Октябрь впереди". А в новом "Юбилее" есть празднично приподнятое настроение, но по какому поводу - не так уж и важно, просто привыкли в этот день радоваться. Город украшен, кругом флаги, цветы, а главное - есть билеты на концерт по случаю 70-летия Октября, где под музыку Пахмутовой будут петь Кобзон, Магомаев, Лещенко. Позднесоветский гламур: бархатное платье в пол, прическа, театральная сумочка, и последний штрих - духи, сдержанные, но элегантные и модные. А главное - в тему круглой даты: "Юбилей" же.

Мое сердце, конечно, отдано старому "Юбилею". У меня к нему вообще особое отношение: начиная с него мое любопытство к винтажным ароматам перешло в увлечение историей советской парфюмерии.

 

Виктория Власова — в прошлом профессиональный журналист, сейчас коллекционер, антиквар, специалист по советской парфюмерии. Живет в Праге, любит путешествовать. Любимые ароматы: "Кремль", "Ленинград", "Рижанка", "Алые паруса".
 

Поделиться:

Комментарии



Выбор города
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Астрахань
  • Барнаул
  • Владивосток
  • Волгоград
  • Воронеж
  • Екатеринбург
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Казань
  • Калининград
  • Кемерово
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Набережные Челны
  • Нижний Новгород
  • Новосибирск
  • Омск
  • Оренбург
  • Пермь
  • Ростов-на-Дону
  • Самара
  • Саратов
  • Тольятти
  • Тюмень
  • Ульяновск
  • Уфа
  • Хабаровск
  • Челябинск
  • Ярославль