выберите город
зарегистрироваться
Статьи

Юбилей, Северное сияние

Специально к "красному дню календаря", празднику Великой Октябрьской социалистической революции, Виктория Власова рассказывает об аромате "Юбилей". 

Те, кто носил "Юбилей" в 1980-х, вряд ли задумывались, какой именно юбилей имеется в виду. Красивый аромат, броское и достаточно абстрактное название, модный флакон со спреем - и никаких ассоциаций с событием, в честь которого эти духи были созданы. А между тем это один из самых старых реликтов советской парфюмерии: его выпустили к 20-й годовщине Октябрьской революции.

Помимо традиционных торжеств по всей стране СССР отметил эту дату в 1937 году необычным способом - принял участие в Парижской промышленной выставке. В той самой знаменитой выставке, на которой советский и германский павильоны пророчески стояли друг напротив друга - орел Третьего рейха против "Рабочего и колхозницы".

Для СССР выставка стала своего рода отчетом о достижениях социалистического строя, поэтому в советской экспозиции было представлено все лучшее, чего удалось добиться за эти годы в каждом направлении. Советский павильон поражал масштабами и роскошью даже на общем грандиозном фоне.

Естественно, многие экспонаты были созданы специально к этому событию и только в единственном экземпляре - скульптуры, картины, самоцветные мозаики. Но некоторые предметы с выставки все-таки были рассчитаны на серийное производство и действительно массово выпускались в СССР. Интерес к Советскому Союзу был огромен, и за полгода работы советского павильона его посетили около 20 миллионов человек. Публика восприняла многие экспонаты с восторгом, жюри тоже не осталось равнодушным: СССР получил в общей сложности 270 наград, в том числе 70 золотых медалей - и одна из них досталась как раз духам "Юбилей". Советская парфюмерная промышленность в тот момент уже была на высоте и могла производить духи, которые, по словам А. Микояна, "не уступали по качеству парижским". Микоян, поочередно возглавлявший Наркоматы торговли, снабжения и пищевой промышленности, немало сделал для успеха отечественной парфюмерии - когда при нем проводились массовые закупки импортного оборудования, парфюмерным фабрикам тоже перепало, и были также налажены поставки высококлассного заграничного и отечественного сырья. Так что к 1937 году советским парфюмерам было что предъявить на международном уровне.

"Юбилей" очень сильно отличался от советских парфюмерных бестселлеров предыдущего десятилетия - "Красной Москвы" и "Красного мака". Но к середине 1930-х в парфюмерной моде появилось новое течение, набирали популярность тонкие, прохладные ароматы - как раз такие, которые особенно удавались фабрике Ленжет (Северным сиянием она стала называться только в 1950-х). "Юбилей" создавался в расчете на Парижскую выставку, поэтому его можно считать программным произведением ленинградских парфюмеров - и этой программе фабрика потом будет следовать не одно десятилетие. В "Юбилее" очень четко виден фирменный почерк этого производителя - геспериды на старте, мускус в базе, холодная тональность.

В советской специальной литературе пирамида этих духов нигде не расшифровывается, разве что упоминаются его фантазийность и заметное присутствие жасмина в аромате. Торговые каталоги рекомендуют "Юбилей" для вечера и описывают его как тонкие, нежние и запоминающиеся духи для женщин молодого и среднего возраста. Я слышу в "Юбилее" следующее:

начало - сладковатые цитрусы, незабудки, липа;

середина - тубероза, жасмин, сирень, кожа;

база - цибетин, бензоин, мускус.

Флаконы Северного сияния обычно не поражают красотой, но у них есть подкупающая лаконичность. Изначальный дизайн "Юбилея" как раз такой: простые линии, четкие формы. При этом он довольно оригинален благодаря редкой для Северного сияния предметности - стоппер сделан в виде знамени, а флакон изображает главный фасад советского павильона на Парижской выставке. Коробка, естественно, красного цвета - официального цвета Революции, а лавровые и дубовые ветви символизируют победное шествие социализма. Наглядная агитация в действии.

В этом оформлении "Юбилей" просуществовал долго, но постепенно революционный пафос стал ослабевать. В конце 1970-х "Юбилей" разливали в прямоугольный флакон - все еще со стеклянным стоппером, но уже без символики. Этот флакон не был разработан персонально для "Юбилея", ранее в нем выпускались духи "Любимый город" и одеколон "Ленинградский". А в середине 1980-х, видимо под влиянием "ветра перемен", "Юбилей" ребрендировали, не оставив и намека на изначальный повод, даже от красного цвета отказались. Спреевый флакон гораздо больше соответствовал новому ритму жизни, чем хрупкая конструкция со стеклянным стоппером. Но шипастая "ананасная" огранка выглядела безлико: в 1980-х ее использовали слишком часто.

Аромат тоже не остался прежним. Похоже, что в 1980-х Северное сияние пыталось найти новый стиль, уйти от прекрасных, но на тот момент уже надоевших гесперидов, от фужерной подложки в цветочных духах, от прохладных кожаных нот - многие ленинградские новинки того десятилетия звучат совершенно не характерно для Северного сияния. Сейчас в этих экспериментах явно читается предчувствие будущего - парфюмерия, в том числе и советская, входила в новую эпоху. Старый и новый "Юбилеи" звучат очень по-разному. Но не как два совершенно неродственных аромата, а как две части одного целого. Словно изначально были какие-то слишком сложные духи, которые потом для простоты разделили на две составляющие: в одну отнесли все верхние ноты, до минимума сократив низы, а второй отдали всю середину и базу. Поэтому старый и новый "Юбилеи" отлично звучат вместе при одновременном нанесении - словно сходится парфюмерный паззл.

"Юбилей" 1980-х все еще прохладный и сладковатый, но заметно более легкий.

Начало - альдегиды, фиалка, ландыш, липа, магнолия;

середина - нарцисс, ирис (цветы), жасмин, корица;

база - мускус, пачули.

Изменение в составе пирамиды повлекли за собой и расхождения в характере этих двух ароматов. Старый "Юбилей" - про не утихшие еще страсти, про "неба утреннего стяг" и "вихри яростных атак". В нем действительно, как в песне Добронравова, "юный Октябрь впереди". А в новом "Юбилее" есть празднично приподнятое настроение, но по какому поводу - не так уж и важно, просто привыкли в этот день радоваться. Город украшен, кругом флаги, цветы, а главное - есть билеты на концерт по случаю 70-летия Октября, где под музыку Пахмутовой будут петь Кобзон, Магомаев, Лещенко. Позднесоветский гламур: бархатное платье в пол, прическа, театральная сумочка, и последний штрих - духи, сдержанные, но элегантные и модные. А главное - в тему круглой даты: "Юбилей" же.

Мое сердце, конечно, отдано старому "Юбилею". У меня к нему вообще особое отношение: начиная с него мое любопытство к винтажным ароматам перешло в увлечение историей советской парфюмерии.

 

Виктория Власова — в прошлом профессиональный журналист, сейчас коллекционер, антиквар, специалист по советской парфюмерии. Живет в Праге, любит путешествовать. Любимые ароматы: "Кремль", "Ленинград", "Рижанка", "Алые паруса".
 

Поделиться:

Комментарии



вы недавно смотрели

Авторизация

Регистрация
Неверный email или пароль.

Регистрация

Авторизация
Это поле обязательно для заполнения

Активация аккаунта

Введите Email, чтобы активировать аккаунт пользоваться всеми возможностями сайта
Вам придет письмо с активационным кодом

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПАРОЛЯ

Пожалуйста, введите Ваш адрес электронной почты, на который мы можем выслать ваш новый пароль. Восстановить Отмена

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь

Зарегистрироваться
Ok
Выбор города
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Астрахань
  • Барнаул
  • Владивосток
  • Волгоград
  • Воронеж
  • Екатеринбург
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Казань
  • Калининград
  • Кемерово
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Набережные Челны
  • Нижний Новгород
  • Новосибирск
  • Омск
  • Оренбург
  • Пермь
  • Ростов-на-Дону
  • Самара
  • Саратов
  • Тольятти
  • Тюмень
  • Ульяновск
  • Уфа
  • Хабаровск
  • Челябинск
  • Ярославль