Статьи

Эллада, Северное сияние

Новый рассказ Виктории Власовой об ароматах советского периода. Знакомьтесь — отсылающий к древнегреческим развалинам, жаркий аромат "Эллада".

У советской парфюмерии было, помимо прочих достоинств, одно качество, за которое я ее прямо-таки уважаю: она старательно вносила вклад в народное просвещение. Ее названия и оформление часто отсылали к литературе, истории, живописи, театру, народному творчесту. При этом Новая заря сильнее тяготела к отечественной культуре, а Северное сияние — к зарубежной.


В рамках своего "западничества" Северное сияние практически монополизировало тему античности, и отнюдь не на ровном месте. Ленинград в бытность его Санкт-Петербургом часто называли Северной Пальмирой. Прозвище это возникло в период расцвета вдохновленного античностью классицизма — главного стиля Санкт-Петербургской архитектуры.

Сыграло свою роль и барокко, которое часто использовало образы из античной мифологии. Ну и последним штрихом в имидже Северной Пальмиры были прекрасные, мирового уровня коллекции греко-римского искусства, выставленные в Эрмитаже.

Вся эта довольно интересная атмосфера странным образом преломилась в призме советской пропаганды — и придала ленинградцам статус чуть ли не прямых наследников эллинов и римлян. Конечно, не по кровному родству, а в смысле эстетики. Ленинградские парфюмеры это ощущение вполне уловили (парфюмеры - вообще люди очень чуткие) и отразили в своих произведениях — так появились ароматы "Диана", "Эвридика", "Афродита", "Самсон", "Амфора" и, конечно, "Эллада".

Василий Поленов "Призраки Эллады", 1901
Василий Поленов "Призраки Эллады", 1901

Аромат "Эллада" был одним из старейших у Северного сияния — запущен в производство еще до Великой Отечественной войны и выпускался до начала 1990-х. Естественно, за такую долгую жизнь оформление несколько раз менялось.
Изначальный вариант — простой прямоугольный флакон с овальной притертой крышкой без рельефа, из декора только этикетка. Первые этикетки были с ионическим ордером на флаконе одеколона и орнаментом-пальметтой на флаконе духов. Коробку украшало изображение головы античной статуи, по всей видимости Венеры Милосской. Духи и одеколон продавались как отдельно, так и вместе; в набор входила пудра в квадратной коробочке.

В 1960-х флаконы оставались прежними, но этикетки упростились и стали повторять декор коробки - изображение головы Венеры.
В 1970-х упаковка "Эллады" очень сильно изменилась. Флаконы теперь были с винтовыми крышками, простой формы и очень тщательно выверенных пропорций: флакон одеколона — квадратная призма, духи — прямоугольная, ровно в половину одеколонного.

Было разработано 2 варианта рисунка для коробки и этикеток. Один стилистически продолжал предыдущую версию: спокойные цвета (голубой, белый, тусклое золото), голова Венеры в рамке из меандрового орнамента. Второй был стилизован под чернофигурную керамику и выглядел гораздо более ярко, даже агрессивно. Одеколон продавался и отдельно от набора, в типичном для советских одеколонов простом прямоугольном флаконе.
Судя по выбору произведений искусства для оформления "Эллады", парфюмеры Северного сияния однозначно назвали аромат в честь Древней Греции. Но не той Греции, в которой, пусть и тысячелетия назад, кипела бурная жизнь — не в честь античной Греции с ее городами-полисами, рыбацкими деревушками, горными пастбищами, с ее морскими экспедициями, оливковым маслом в амфорах и овечьим сыром в плетеных корзинах. Нет, Древняя Греция ленинградских парфюмеров — это мраморные развалины на выжженых солнцем холмах. "Эллада" — это визит на археологические раскопки.
Когда я открываю флакон духов "Эллада", у меня перед глазами встает Крит в конце лета. Развалины Кносского дворца — того самого, в лабиринте которого Тезей встретился с Минотавром. Мрамор, обтесанный четыре тысячи лет назад человеческими руками, и с тех пор раскрошенный в пыль дождями и ветром. Сухие стволы олив, растущих на рыжей от глины земле. Кипарисы и сосны, смола на которых окаменела от жары. И повсюду заросли орегано. Жарко даже в тени.

Пирамиду духов я бы расшифровала так:
начало - бергамот, орегано, тимьян;
середина - кожа, ирис, табак, жасмин;
база - ладан, мед, кедр, амбра.

Одеколон чуть иной: при всей похожести на духи он легче, свежее, прохладнее. Все тот же Крит, покрытый пряными сухими травами склон холма - но вдали виднеется море, сезон жары вроде бы уже миновал, и ветер приносит немного влаги вместе с запахом апельсиновых садов. Пирамида одеколона:
начало - бергамот, флердоранж, орегано;
середина - цветы табака, цветы винограда;
база - кожа, кедр, амбра, цибетин.


Оба аромата очень стойкие, шлейфовые и непривычно теплые для Северного сияния.

 

Виктория Власова — в прошлом профессиональный журналист, сейчас коллекционер, антиквар, специалист по советской парфюмерии. Живет в Праге, любит путешествовать. Любимые ароматы: "Кремль", "Ленинград", "Рижанка", "Алые паруса".
 

Поделиться:

Комментарии



Выбор города
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Астрахань
  • Барнаул
  • Владивосток
  • Волгоград
  • Воронеж
  • Екатеринбург
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Казань
  • Калининград
  • Кемерово
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Набережные Челны
  • Нижний Новгород
  • Новосибирск
  • Омск
  • Оренбург
  • Пермь
  • Ростов-на-Дону
  • Самара
  • Саратов
  • Тольятти
  • Тюмень
  • Ульяновск
  • Уфа
  • Хабаровск
  • Челябинск
  • Ярославль