Парфюмерная "визитная карточка" фабрики Дзинтарс - аромат "Dzintars" - была создана в 1959 году. Интересно, что в оформлении этих духов на "Дзинтарсе" отступили от своей традиции писать на коробке помимо латышского названия еще и его русский перевод. Вряд ли они избегали слова "Янтарь", чтобы дистанцироваться от "Янтарей" других советских фабрик (помимо новозаревского были еще харьковский и рассветовский "Янтари") - те появлись позднее. Скорее, этим они хотели подчеркнуть, что духи названы именно в честь фабрики, а не чего-то еще. Может быть, по этой же причине глаз не находит в форме флакона "Dzintars" ничего, что могло бы напомнить янтарь. Флакон не похож ни на "дикие" кусочки застывшей смолы, ни на отшлифованные кабошоны, хотя одна из коробок изображает кусок древесного ствола, а другая вызывает в памяти коробочки для ювелирных изделий. Конечно, иногда флакон - это просто флакон, и бесполезно искать в нем какой-то смысл. Но когда в оформлении дзинтаровских духов 50-60-х годов коробка имитировала какие-то природные формы, то флакон тоже следовал этому принципу: туесок и гриб у "Руденса", желуди у "Зилите", листья у "Рижской сирени", стручок и горошины у "Душистого горошка"... А у "Dzintars" коробка в виде полена, флакон же - полная загадка. Крышка-корона придает ему сходство с куклой в латышском национальном костюме: стилизованная фигурка в пышной юбке и в национальном головном уборе, вайнаге, - так я думала, пока рассматривала флакон на фотографиях.
Однако впервые взяв его в руки, я удивилась своей недогадливости: это же бриллиант! В так называемой восьмигранной огранке (хотя на самом деле у нее 17 граней), и даже поясок-рундист по окружности не забыли сделать!
Интересно, что именно этот флакон было помещен художниками-геральдистами в герб Дзинтарса, разработанный в 2007 году. Сегодня это герб можно увидеть во всех фирменных магазинах фабрики: золотые львы держат щит с изображением розы, снизу девиз на латыни, сверху корона. Но только люди с хорошей памятью и любители винтажей опознают в этой короне силуэт флакона духов "Dzintars", давным-давно снятых с производства.
Это были красивые, тонкие, сложные, узнаваемо "дзинтаровские" духи, представляющие плавный переход от шипровых к цветочным ароматам фабрики. В них угадываются одновременно "Руденс" и "Латвия". Учитывая время создания, можно назвать "Dzintars" пробой пера, репетицией фирменного стиля. Пожалуй, это был удачный выбор аромата на роль визитной карточки - узнаваемо, но ничего чрезмерного.
Современные специалисты Дзинтарса расшифровывают пирамиду этих духов так:
начальные ноты — ландыш, цикламен, ирис, бергамот;
ноты сердца – флердоранж, тубероза, жасмин, нероли, пачули, гвоздика;
базовые ноты — мускус, сандал, дубовый мох, цибетин.
У этого старого фирменного аромата очень гармоничное звучание, ничто не выбивается из общей картины. Чувствуются легкая ирисовая пудровость, гвоздичная сладость, специевость сандала и пачулей. В конце очень деликатный мох и вкрадчивый цибетин. Все вместе это напоминает аромат леса в середине осени в сухую и солнечную погоду.
Мода на флаконы очень сильно поменялась в конце 1970-х, но аромат "Dzintars" не казался устаревшим ни спустя 10, ни спустя 20 лет после своего создания - однако к 1980-ым он уже не вполне отвечал идее парфюмерной визитки: в тот момент почти все новинки рижской фабрики (а их было очень и очень много) благодаря современным ингредиентам звучали радикально иначе. "Dzintars" не снимали с производства как минимум до середины 1980-х, но параллельно с ним стали выпускать другой фирменный аромат - легендарный "Dzintars 21".
До сих пор остается загадкой, что означает число 21 в названии этих духов. Поскольку официальная версия нигде не озвучивалась, рискну высказать свои предположения: это либо разница в годах между выпусками двух ароматов с одинаковым названием (1959-1980), либо объем "главного" флакона, в который разливалась версия 1980-х. Главного - потому что существовали так же флаконы-пробники, а еще выпускался дезодорант с тем же ароматом.
Если "Dzintars" был похож на многие рижские ароматы своего поколения, то "Dzintars 21" как парфюмерная визитка был решен совершенно иначе: он не был похож ни на одного из своих "ровесников", однако декларировал какие-то их общие принципы - острое, яркое звучание, прозрачность и обилие воздуха в пирамиде.
Официальное описание его аромата выглядит так:
начало - бергамот, ландыш, гиацинт, сирень;
середина - мирт, жасмин, тубероза, ирис;
база - мускус, амбра, пачули.
Эти духи воспроизводят запах сосновой рощи на берегу моря в теплый весенний день, когда цветут мирт и шиповник.
Если сопоставить официальные пирамиды двух дзинтаровских фирменных ароматов, то покажется, что у них много общего - бергамот, ландыш, ирис, мускус, пачули. Но при непосредственном сравнении содержимого флаконов "Dzintars" и "Dzintars 21" между ними не ощущается даже отдаленного сходства. Единственное, что их связывает - любовь рижских парфюмеров к родной природе. Именно это, пожалуй, главная черта их фирменного стиля, которую они постарались вложить в обе свои парфюмерные визитки.
Виктория Власова — в прошлом профессиональный журналист, сейчас коллекционер, антиквар, специалист по советской парфюмерии. Живет в Праге, любит путешествовать. Любимые ароматы: "Кремль", "Ленинград", "Рижанка", "Алые паруса".