Духи "8 марта", они же "Международный женский день" пользовались огромным спросом накануне праздника, в честь которого названы. Их дарили не задумываясь, словно открытку. Название-подсказка словно подталкивало к покупке перед конкретной датой. Такое отношение обеспечило им очень долгую жизнь: с 1950-х до конца 1980-х. И не просто долгую, а еще и очень насыщенную - менялись флаконы и менялось их содержимое.
Первым был роскошный подарочный набор из духов, одеколона и рассыпчатой пудры - всё во флаконах с ручной полировкой и матированным рельефом из стилизованных роз. Эти флаконы так красивы и настолько качественно выполнены, что на международных аукционах их иногда выдают за работу знаменитого французского стеклодела Жюльена Виара. Истинное украшение для туалетного столика!
Но, увы, все очень неудобно в использовании, особенно пудреница и одеколон: у пудреницы слишком тяжелая крышка, а у одеколонного флакона такой большой диаметр, что не каждая женская рука сможет его надежно ухватить. Неудивительно, что этот вариант быстро сняли с производства, а на смену ему пришел притертый флакон попроще и не такой оригинальный: в нем Новая заря выпускала еще несколько ароматов. Вообще своего собственного флакона у "8 марта" больше никогда не было - или заимствовали у других духов, или включали в состав набора из стандартных миниатюр.
Мое первое знакомство с "8 марта" началось как раз с миниатюры из набора "Фестиваль в Москве". Затрудняюсь датировать его точно, но подозреваю, что он из 1960-х: десятилетием позднее эти духи звучали уже иначе. Открыв флакон, я мгновенно узнала аромат - так пахли недра бабушкиного платяного шкафа, в котором мы с сестрой прятались друг от друга. А ведь я всегда думала, что моя бабушка не пользовалась духами и что стоявшие в серванте несколько флакончиков находились там просто за компанию с фарфоровыми фигурками и парадной посудой.
Советский парфюмер Фридман писал в своей книге, что у духов "8 марта" запах "светлый, радостный, изящный" - и я не могу с ним не согласиться, есть в этих духах и свет, и изящество. У них цветочное начало, но это не сладкие цветы юга, и не русское разнотравье в середине лета. Это совершенно явный запах садовых первоцветов, причем не в саду и не в букете, а в цветочной лавке - открываешь дверь и погружаешься в цветочную атмосферу, не принюхиваясь при этом к каждому цветку. Я улавливаю в этом букете гиацинты, фиалки, тюльпаны, нарциссы - и еще немного жасмина и свежесрезанную зелень. И очень деликатный мускус с легкой пряной ноткой сандала. Очень красивая композиция, только жаль, что не самая стойкая - интересно, как бабушка добивалась, чтобы в шкафу стоял запах этих духов?
Все следующие флаконы "8 марта" и "Международного женского дня", попавшие мне в руки, пахли одновременно очень похоже и в то же время заметно иначе. Это всегда был весенний цветочный букет на деликатной, но богатой базе, однако акценты и нюансы могли отличаться. У некоторые выпусков цветочные ноты полностью отсутствуют - обычно страдают жасмин и весенняя зелень. У других, наоборот, добавляется что-то новое - сладковатые медовые ноты или цитрусовая кислинка. У "8 марта" региональных фабрик как правило менее четкая база. Словом, "8 марта" каждый раз разное. Думаю, некоторые изменения происходили случайно, но часть из них была плановой: аромат слегка изменяли в угоду моде. А самый первый вариант стали выпускать под названием "Московский сувенир".
Виктория Власова — в прошлом профессиональный журналист, сейчас коллекционер, антиквар, специалист по советской парфюмерии. Живет в Праге, любит путешествовать. Любимые ароматы: "Кремль", "Ленинград", "Рижанка", "Алые паруса".