Буквально десятилетия назад психологи относили синестезию к нарушению восприятия мира. Сегодня специалисты перестали считать эту особенность отклонением. Синестезия расширяет границы восприятия и дает бесконечные возможности для уточнения образа. Поэтому она повсеместна в искусстве. Ярким синестетом был Владимир Набоков — он видел цвета букв. Великие синестеты в музыке — Римский-Корсаков и Скрябин, который видел цвета звуков, и первым ввел цвета в музыку. В партитуру симфонической поэмы «Прометей» Скрябин ввел дополнительно партию световой клавиатуры, которая отражала музыкальные тональности в определенных цветах, соответствующих восприятию и философии Александра Николаевича. На домашних концертах «световую партию» исполняла супруга композитора.
Ольфакторная сфера насквозь синестетична. Возможно, так сложилось, потому что запах трудно описать: в обыденном языке нет средств описания ароматов. Мы можем объяснить аромат через аналогию: запах розы, дождя, «Шалимара». Мы вынужденно рассказываем об аромате через вкус — сладкий, или через ощущения — прохладный, бархатистый. Пирамиду аромата мы описываем в нотах и аккордах и часто говорим, что аромат «слышен».
Можно сказать, что синестезия лежит глубоко в природе парфюмерного искусства, ведь каждый аромат дает широкий простор для интерпретации. Мы интерпретируем одни цветочные ароматы через другие, создаем ароматы воды и воздуха. А иногда самые отчаянные парфюмеры пытаются создать интерпретации непарфюмерных запахов — гамбургера, конопли, или даже практически абстрактные запахи — макушки младенца, цирка и куда менее приятных вещей. Нередко творцы стараются воссоздать аромат другого вида искусства. Bvlgari Aqva Divina вдохновлен картиной Боттичелли «Рождение Венеры», первый аромат Ани Рубик посвящен черно-белым фотографиям Роберта Мэплторпа. Композиция Cio Cio San Parfums MDCI посвящена опере, Precision & Grace Гезы Шоена — балетной пластике.
Особенно благодатная почва для синестетических экспериментов — ольфакторно-вкусовые параллели. Отправляясь от стандартного эпитета «вкусный» аромат, повары нередко воплощают парфюмерные ароматы в меню своих ресторанов. Наиболее популярно это развлечение в Великобритании. Парфюмерные компании активно сотрудничают с ресторанами, дизайнерами, музыкантами, музеями. И в последние годы представлен целый ряд синестетических проектов — выставок и инсталляций, наглядно демонстрирующих связь аромата с цветом, звуком, вкусом.
Вкус и аромат нарцисса
Английский паб The Quince Tree весной 2015 года предлагал меню, вдохновленное ароматом Penhaligon’s Ostara. В меню входили лимонно-медовые эклеры, чизкейк с медовыми сотами, фиалковые капкейки, закусочные сэндвичи из шафранового хлеба. Все блюда напоминали о нарциссе — главном цветке композиции Ostarа, а также обыгрывали его медово-ягодные ноты.
Мода, аромат и коктейли
Знаменитый отель Cafe Royal в Лондоне угощал посетителей коктейлями, посвященными парфюмерной линии L’Atelier от Givenchy. Каждый из семи коктейлей повторял ноты одного из ароматов серии и был выполнен в том же цвете. История ароматов, в свою очередь, синестетична: они вдохновлены визуальным образом — модной коллекцией Givenchy.
Благоухание картины
В феврале и марте 2015 года в доме-музее Лейтон Хаус в Лондоне прошла уникальная выставка A Victorian Obsession. В одном из залов выставки демонстрировалась знаменитая картина Лоуренса Альма-Тадема «Розы Гелиогабала». Зал был усыпан живыми лепестками роз и ароматизирован одеколоном Jo Malone Red Roses, составленным из эссенций семи разных сортов розы.
Аромат через линзы
Совместный проект парфюмерного дома Byredo и бренда очков Oliver Peoples вдохновлен напрямую синестезией. Узнав об этом явлении, бренды решили создать продукты на грани обоняния и зрения. Представители компаний катались по Лос-Анджелесу и смотрели на городские виды сквозь цветные линзы. Увиденное они воплотили в ароматах. Так были созданы наборы, в каждый из которых входили солнечные очки Oliver Peoples и аромат Byredo.
Ephemera
Фестиваль Unsound Festival провел инсталляцию Ephemera, синестетически объединившую звук, аромат и образ. Для проекта были специально составлены звуковые композиции, по их мотивам парфюмер Геза Шоен создал три аромата: Noise, Drone и Bass. Дополнили инсталляцию визуальные элементы от Марселя Вебера, Мануэля Сепульведа и Петра Юкубовича.
Как научиться синестезии
Кросс-сенсорному восприятию запахов можно научиться на ежегодных интерактивных курсах Design with scents в Лондоне. Организатор курсов Никола Поццани уверен, что аромат обладает высоким потенциалом для архитектурных дизайнерских, социальных проектов. Студенты курсов пробуют по-новому почувствовать ароматы и найти ольфакторное решение дизайнерских задач.