выберите город
зарегистрироваться
Статьи

Синестезия в парфюмерии

Вам когда-нибудь приходилось видеть звук или трогать цвет? А слышать аромат? Феномен, при котором каналы восприятия пересекаются, называется синестезией и встречается не так уж редко. 

Буквально десятилетия назад психологи относили синестезию к нарушению восприятия мира. Сегодня специалисты перестали считать эту особенность отклонением. Синестезия расширяет границы восприятия и  дает бесконечные возможности для уточнения образа. Поэтому она повсеместна в искусстве. Ярким синестетом был Владимир Набоков — он видел цвета букв. Великие синестеты в музыке — Римский-Корсаков и Скрябин, который видел цвета звуков, и первым ввел цвета в музыку. В партитуру симфонической поэмы «Прометей» Скрябин ввел дополнительно партию световой клавиатуры, которая отражала музыкальные тональности в определенных цветах, соответствующих восприятию и философии Александра Николаевича. На домашних концертах «световую партию» исполняла супруга композитора. 

Ольфакторная сфера насквозь синестетична. Возможно, так сложилось, потому что запах трудно описать: в обыденном языке нет средств описания ароматов. Мы можем объяснить аромат через аналогию: запах розы, дождя, «Шалимара». Мы вынужденно рассказываем об аромате через вкус — сладкий, или через ощущения — прохладный, бархатистый. Пирамиду аромата мы описываем в нотах и аккордах и часто говорим, что аромат «слышен».

Можно сказать, что синестезия лежит глубоко в природе парфюмерного искусства, ведь каждый аромат дает широкий простор для интерпретации. Мы интерпретируем одни цветочные ароматы через другие, создаем ароматы воды и воздуха. А иногда самые отчаянные парфюмеры пытаются создать интерпретации непарфюмерных запахов — гамбургера, конопли, или даже практически абстрактные запахи — макушки младенца, цирка и куда менее приятных вещей. Нередко творцы стараются воссоздать аромат другого вида искусства. Bvlgari Aqva Divina вдохновлен картиной Боттичелли «Рождение Венеры», первый аромат Ани Рубик посвящен черно-белым фотографиям Роберта Мэплторпа. Композиция Cio Cio San Parfums MDCI посвящена опере, Precision & Grace Гезы Шоена — балетной пластике.

Особенно благодатная почва для синестетических экспериментов — ольфакторно-вкусовые параллели. Отправляясь от стандартного эпитета «вкусный» аромат, повары нередко воплощают парфюмерные ароматы в меню своих ресторанов. Наиболее популярно это развлечение в Великобритании. Парфюмерные компании активно сотрудничают с ресторанами, дизайнерами, музыкантами, музеями. И в последние годы представлен целый ряд синестетических проектов — выставок и инсталляций, наглядно демонстрирующих связь аромата с цветом, звуком, вкусом.

Вкус и аромат нарцисса

Английский паб The Quince Tree весной 2015 года предлагал меню, вдохновленное ароматом Penhaligon’s Ostara. В меню входили лимонно-медовые эклеры, чизкейк с медовыми сотами, фиалковые капкейки, закусочные сэндвичи из шафранового хлеба. Все блюда напоминали о нарциссе — главном цветке композиции Ostarа, а также обыгрывали его медово-ягодные ноты. 

Мода, аромат и коктейли

Знаменитый отель Cafe Royal в Лондоне угощал посетителей коктейлями, посвященными парфюмерной линии L’Atelier от Givenchy. Каждый из семи коктейлей повторял ноты одного из ароматов серии и был выполнен в том же цвете. История ароматов, в свою очередь, синестетична: они вдохновлены визуальным образом — модной коллекцией Givenchy.

Благоухание картины

В феврале и марте 2015 года в доме-музее Лейтон Хаус в Лондоне прошла уникальная выставка A Victorian Obsession. В одном из залов выставки демонстрировалась знаменитая картина Лоуренса Альма-Тадема «Розы Гелиогабала». Зал был усыпан живыми лепестками роз и ароматизирован одеколоном Jo Malone Red Roses, составленным из эссенций семи разных сортов розы.

Аромат через линзы

Совместный проект парфюмерного дома Byredo и бренда очков Oliver Peoples вдохновлен напрямую синестезией. Узнав об этом явлении, бренды решили создать продукты на грани обоняния и зрения. Представители компаний катались по Лос-Анджелесу и смотрели на городские виды сквозь цветные линзы. Увиденное они воплотили в ароматах. Так были созданы наборы, в каждый из которых входили солнечные очки Oliver Peoples и аромат Byredo. 

Ephemera

Фестиваль Unsound Festival провел инсталляцию Ephemera, синестетически объединившую звук, аромат и образ. Для проекта были специально составлены звуковые композиции, по их мотивам парфюмер Геза Шоен создал три аромата: Noise, Drone и Bass. Дополнили инсталляцию визуальные элементы от Марселя Вебера, Мануэля Сепульведа и Петра Юкубовича. 

Как научиться синестезии

Кросс-сенсорному восприятию запахов можно научиться на ежегодных интерактивных курсах Design with scents в Лондоне. Организатор курсов Никола Поццани уверен, что аромат обладает высоким потенциалом для архитектурных дизайнерских, социальных проектов. Студенты курсов пробуют по-новому почувствовать ароматы и найти ольфакторное решение дизайнерских задач. 

Поделиться:

Комментарии



вы недавно смотрели

Авторизация

Регистрация
Неверный email или пароль.

Регистрация

Авторизация
Это поле обязательно для заполнения

Активация аккаунта

Введите Email, чтобы активировать аккаунт пользоваться всеми возможностями сайта
Вам придет письмо с активационным кодом

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПАРОЛЯ

Пожалуйста, введите Ваш адрес электронной почты, на который мы можем выслать ваш новый пароль. Восстановить Отмена

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь

Зарегистрироваться
Ok
Выбор города
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Астрахань
  • Барнаул
  • Владивосток
  • Волгоград
  • Воронеж
  • Екатеринбург
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Казань
  • Калининград
  • Кемерово
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Набережные Челны
  • Нижний Новгород
  • Новосибирск
  • Омск
  • Оренбург
  • Пермь
  • Ростов-на-Дону
  • Самара
  • Саратов
  • Тольятти
  • Тюмень
  • Ульяновск
  • Уфа
  • Хабаровск
  • Челябинск
  • Ярославль