Парфюмеры не так редко посвящают ароматы звукам и музыке. Например, DS & Durga посвятили свой Debaser рок-композиции группы Pixies. У Лорана Маццоне ушло более 20 лет, чтобы выразить свой восторг и свои ощущения от первого прослушивания пластинки Армии Любовников в далеком 1990-м году и создать аромат Army of Lovers. Хулиганы Etat Libre d`Orange отдают дань уважения знаменитым первопроходцам панк-рока своим ароматом Sex Pistols. Примеров можно привести еще много, однако все они вдохновлены скореее настроением музыкальной композиции или образом исполнителей. Геза Шоен пошел дальше. Руководствуясь и вдохновляясь самим звуком он создал коллекцию специально для Ephemera by Unsound. В основе самого арт-проекта лежит явление синестезии — особенности восприятия, при которой происходит смешение органов восприятия, таким образом, что человек видит и обоняет звук, или например, слышит и чувстсвует запах изображения.
Проект Ephemera осуществлялся в несколько этапов. Прежде всего, трое музыкантов — Бен Фрост, Тим Хекер и Стив Годман (ака Kode9) — написали композиции, основанные на музыкальных ассоциациях и состоящие из «немузыкальных» звуков. Затем Геза Шоен интерпретировал музыкальные композиции и перевел их на язык ароматов. Результатом стало эксцентричное ольфакторное трио: Noise, Drone и Bass.
Для аромата Noise музыкальную основу составил композитор Бен Фрост. Зная, что музыкальные отголоски найдут отражение в ароматах, Фрост воплотил в звукоряд свои самые ранние обонятельные впечатления — праздник в католической церкви, пожар в лесу в Австралии, сырость и жужжание насекомых. Геза Шоен замкнул круг, вернув запахи из музыкальных отголосков в парфюмерную композицию. Главные ноты Noise — озон, альдегиды, черный перец, шафран, лабданум.
Bass, музыкальная композиция Стива Гудмана (ака Kode9), тоже связана с воспоминанием детства. Музыкант вспомнил, как, загоревшись, шумел пылесос. В памяти маленького Гудмана тогда прочно соединились запахи и звуки. Геза Шоен размышляет об этом случае в нотах дыма и рома, открывающих аромат, в аккордах кожи, мастики и чайных нотах. Композицию завершают мох и кастореум. Сам Стив, говоря о проекте, объяснил, что считает синестезию «не нарушением восприятия, а скорее нормой».
Тим Хекер, создавая композицию Drone, не вложил в нее никакой личной истории, но воплотил масштабную фантазию на тему «созерцательных ритуалов длиной в весь световой день». Ладан, фимиам и бесконечный звук соединяют прошлое и будущее, делают реальными вдохновенные полеты. Геза Шоен увидел в этой фантазии воздушные ноты и альдегиды, переходящие в хвою и можжевельник, с завершением композиции в нотах ветивера, серой амбры и пачули.
«Звучащие» композиции Noise, Drone и Bass вышли в концентрации парфюмерной воды. Ароматы представлены в отдельных флаконах по 30 мл или единым набором из трех флаконов по 15 мл каждый.
Проект Ephemera включает, кроме ароматов, музыкальные композиции и инсталляции с визуальными элементами от Марселя Вебера, Мануэля Сепульведа и Петра Юкубовича. Инсталляции уже были показаны в Нью-Йорке и Кракове и в Норвегии, и включали разные визуальные элементы в зависимости от обстоятельств. В 2015 году Unsound Productions планирует представить еще несколько инсталляций Ephemera.
Компания Unsound Productions более 12 лет проводит фестиваль Unsound Festival, в рамках которого реализует проекты, соединяющие звуки, технологии и арт-инсталляции. Unsound работают в разных форматах, от инсталляций до концертов, и сотрудничают с экспериментальными площадками и клубами по всему миру.