Принято считать, что "Огни Москвы" появились сразу после Московского фестиваля 1957 года на волне интереса к западной моде и были скопированы со знаменитого "Вечера в Париже", созданного Эрнестом Бо для фирмы Bourjois. Первую частью этой легенды мне удалось опровергнуть: духи, одеколон и парфюмерный набор "Огни Москвы" есть в парфюмерном каталоге 1953 года, т.е. за четыре года до фестиваля. А вообще "Огни Москвы" были выпущены в конце 1940-х, когда в Москве было восстановлено ночное освещение улиц и был иллюминирован Кремль - это была важная веха в возрождении страны после войны. Но легенды не возникают на пустом месте, поэтому в поисках источника я попробовала разобраться и со второй частью - действительно ли прообразом "Огней Москвы" послужил "Вечер в Париже"?
"Огни Москвы" я пробовала разных годов выпуска: самый ранний - конца 1950-х, из притертого флакона с Речным вокзалом на овальной этикетке, самый поздний - 1980-х. Все они звучали одинаково, без явных изменений, а те незначительные отличия, которые были, можно списать на разные условия хранения.
Пирамида у "Огней Москвы" сложная и богатая на нюансы:
Начало - жасмин, гвоздика (цветок), белые цветы, альдегиды, персик;
середина - роза, гальбанум, ладан, ирис, лабданум;
база - кедр, бензоин, цибетин, мускус, амбра.
"Вечер в Париже" тоже сложен и многослоен:
Начало - гелиотроп, иланг-иланг, фиалка, ирис;
середина - роза, ваниль, жасмин, персик, сандал;
база - мускус, кедр, амбра.
Вдумчиво анализируя пирамиды, у этих двух ароматов можно найти точки пересечения: жасмин, роза, ладан, ирис, персик, кедр, амбра, мускус... Но если просто сравнить впечатления, то самыми яркими нотами, скелетом парфюмерной конструкции - тем, что остается в памяти - у "Вечера в Париже" будут гелиотроп, фиалка, амбра и мускус, а у "Огней Москвы" - жасмин, гальбанум и цибетин. Т.е. ничего общего, и если рядом окажутся две женщины, одна в "Огнях", другая в "Вечере", никто не подумает, что они надушились из одного флакона. Да, эти ароматы очень близки настроением - оба они теплые, уютные, беспечно-праздничные, но такой эффект достигается у них разными способами. "Огни Москвы" скорее веселые, а "Вечер в Париже" более лиричный. "Огни" как шелковое платье, "Вечер" - бархатное. Так что ни о каком копировании и речи быть не может.
Увы, дизайн был слабой стороной всей советской промышленности, и подобные заимствования - далеко не редкость. Наверное, именно выбором цветовой гаммы и вызвано появление легенды о том, что "Огни Москвы" - это советская интерпретация "Вечера в Париже". Так что в данном случае дым действительно не без огня, но горело в нем совсем не то, о чем рассказывается в легенде.
Виктория Власова — в прошлом профессиональный журналист, сейчас коллекционер, антиквар, специалист по советской парфюмерии. Живет в Праге, любит путешествовать. Любимые ароматы: "Кремль", "Ленинград", "Рижанка", "Алые паруса".