Статьи

Огни Москвы VS Вечер в Париже

Коллекционер Виктория Власова сравнила два аромата, и рассказала чем отличаются друг от друга западный "Вечер в Париже" и советские "Огни Москвы". 

Огни Москвы

Принято считать, что "Огни Москвы" появились сразу после Московского фестиваля 1957 года на волне интереса к западной моде и были скопированы со знаменитого "Вечера в Париже", созданного Эрнестом Бо для фирмы Bourjois. Первую частью этой легенды мне удалось опровергнуть: духи, одеколон и парфюмерный набор "Огни Москвы" есть в парфюмерном каталоге 1953 года, т.е. за четыре года до фестиваля. А вообще "Огни Москвы" были выпущены в конце 1940-х, когда в Москве было восстановлено ночное освещение улиц и был иллюминирован Кремль - это была важная веха в возрождении страны после войны. Но легенды не возникают на пустом месте, поэтому в поисках источника я попробовала разобраться и со второй частью - действительно ли прообразом "Огней Москвы" послужил "Вечер в Париже"?

Вечер в Париже

Самая ранняя версия "Вечера в Париже" (Soir de Paris), которую мне довелось попробовать - это духи 1950-х. Конечно, к тому времени они уже могли измениться по сравнению с изначальным вариантом 1928-го года, но не радикально. Все-таки тогда не было острой необходимости заменять значимые для аромата ингредиенты - вопрос о парфюмерной безопасности встал заметно позднее, в 1970-х. Возможно, что-то и поменяли - с целью снизить себестоимость - но тоже вряд ли до неузнаваемости: "Вечер в Париже" оставался бестселлером, а кто же станет убивать курицу, несущую золотые яйца? Поэтому духи 1950-х можно принять за близкие к эталонным, тем более что более поздняя туалетная вода 1970-х годов еще очень похожа на них, хоть и дает себя знать разница концентраций.

Огни Москвы


"Огни Москвы" я пробовала разных годов выпуска: самый ранний - конца 1950-х, из притертого флакона с Речным вокзалом на овальной этикетке, самый поздний - 1980-х. Все они звучали одинаково, без явных изменений, а те незначительные отличия, которые были, можно списать на разные условия хранения.

Огни Москвы


Пирамида у "Огней Москвы" сложная и богатая на нюансы:
Начало - жасмин, гвоздика (цветок), белые цветы, альдегиды, персик;
середина - роза, гальбанум, ладан, ирис, лабданум;
база - кедр, бензоин, цибетин, мускус, амбра.


"Вечер в Париже" тоже сложен и многослоен:
Начало - гелиотроп, иланг-иланг, фиалка, ирис;
середина - роза, ваниль, жасмин, персик, сандал;
база - мускус, кедр, амбра.


Вдумчиво анализируя пирамиды, у этих двух ароматов можно найти точки пересечения: жасмин, роза, ладан, ирис, персик, кедр, амбра, мускус... Но если просто сравнить впечатления, то самыми яркими нотами, скелетом парфюмерной конструкции - тем, что остается в памяти - у "Вечера в Париже" будут гелиотроп, фиалка, амбра и мускус, а у "Огней Москвы" - жасмин, гальбанум и цибетин. Т.е. ничего общего, и если рядом окажутся две женщины, одна в "Огнях", другая в "Вечере", никто не подумает, что они надушились из одного флакона. Да, эти ароматы очень близки настроением - оба они теплые, уютные, беспечно-праздничные, но такой эффект достигается у них разными способами. "Огни Москвы" скорее веселые, а "Вечер в Париже" более лиричный. "Огни" как шелковое платье, "Вечер" - бархатное. Так что ни о каком копировании и речи быть не может.

Огни Москвы и Вечер в Париже

Правда, "Вечер в Париже" показался мне очень знакомым - что-то в нем есть родное, напоминающее стиль бальзамически-пудровых ароматов Новой зари 1950-х, но ничего конкретного. Безусловно, новозаревские парфюмеры были знакомы с "Вечером в Париже", как и с остальными зарубежными хитами, однако "Огни Москвы" точно не вдохновлены ароматом фирмы Bourjois.


Но я не могу сказать то же самое о флаконе: не так уж много было кобальтовых флаконов со стоппером из бесцветного стекла, в которых бы массово продавались духи. Из созданных до 1947 года я нашла только один - собственно у "Вечера в Париже". Не думаю, что синева флакона "Огней Москвы" - это просто совпадение. Могла бы так подумать, но вижу, что и форма "Огней Москвы" была позаимствована - у духов Nuit de Longchamp от Lubin в дизайне 1930-х.

Огни Москвы и Nuit de Longchamp

Увы, дизайн был слабой стороной всей советской промышленности, и подобные заимствования - далеко не редкость. Наверное, именно выбором цветовой гаммы и вызвано появление легенды о том, что "Огни Москвы" - это советская интерпретация "Вечера в Париже". Так что в данном случае дым действительно не без огня, но горело в нем совсем не то, о чем рассказывается в легенде.


Виктория Власова — в прошлом профессиональный журналист, сейчас коллекционер, антиквар, специалист по советской парфюмерии. Живет в Праге, любит путешествовать. Любимые ароматы: "Кремль", "Ленинград", "Рижанка", "Алые паруса".
 

Поделиться:

Комментарии



Выбор города
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Астрахань
  • Барнаул
  • Владивосток
  • Волгоград
  • Воронеж
  • Екатеринбург
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Казань
  • Калининград
  • Кемерово
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Набережные Челны
  • Нижний Новгород
  • Новосибирск
  • Омск
  • Оренбург
  • Пермь
  • Ростов-на-Дону
  • Самара
  • Саратов
  • Тольятти
  • Тюмень
  • Ульяновск
  • Уфа
  • Хабаровск
  • Челябинск
  • Ярославль