В СССР было немало качественных духов, и наши бабушки могли выбирать: «Каменный цветок», «Наташа», «Ландыш серебристый», «Тет-а-тет», «Незнакомка». И все же только «Красная Москва» осталась в памяти несомненным символом советской эпохи. Ноты этого аромата — узнаваемые и интенсивные, а его история — драматична и запутана. Аромат был создан в период самого раннего строительства коммунизма, в эпоху светлого патриотизма и — в результате национализации частных парфюмерных фабрик.
Иностранцы отмечают, что мало есть ароматов в истории парфюмерии, восприятие которых было бы так тесно связано с политической ситуацией. О славном советском строительстве светлого будущего в аромате говорило все — и его название, и форма флакона, созданного художником Андреем Евсеевым по мотивам кремлевских башен. И только ноты аромата были не совсем советскими, потому что составил их французский парфюмер Август Мишель.
Чем же пахло огромное большинство советских женщин? Аромат, звучавший отовсюду, открывают ноты бергамота, апельсинового цвета, кориандра. В сердце благоухают нежные цветы — роза, жасмин, иланг-иланг, цветок гвоздики. Именно этот гвоздичный акцент стал со временем знаком винтажного советского аромата. Основание пирамиды составляют ваниль и бобы тонка.
Август Мишель вывел эту драгоценную формулу предположительно в 1913 или в 1922 году. Почему-то история отказывает парфюмеру в простом и ясном праве авторства на формулу «Красной Москвы»: существует несколько версий действительного происхождения аромата.
Любимый букет императрицы
Самая известная версия происхождения аромата — он был создан еще до революции для императрицы Марии Федоровны. Как же так: самый советский из всех ароматов, и вдруг — императрица? Дело в том, что фабрика «Новая заря», выпустившая в свет эту композицию, до революции носила негласное название «Империи Брокар». Ее хозяин, талантливый парфюмер Генрих Брокар, развернул в России масштабное производство ароматов. Приехав в Москву, Брокар начал с производства мыла и сумел так угодить российским барышням периода заката империи, что вскоре его аудиторией стали самые знатные особы. Только одна вершина оставалась непокоренной: императорский дворец. По легенде, ко дню рождения вдовствующей императрицы Марии Федоровны Брокар преподнес ей букет из небывалой красоты восковых цветов. Каждый из них благоухал изысканным ароматом, и все вместе составляло пышную парфюмерную композицию. По преданию, именно на ее основе и была составлена формула аромата «Любимый букет императрицы». Брокар стал поставщиком императорского дворца, а композиция появилась в широкой продаже.
После революции завод был национализирован, и первое время он работал под невыразительным названием «Замоскворецкий парфюмерно-мыловаренный комбинат № 5». Говорят, что название «Новая заря», балансировавшее на грани поэзии и политики, предложил для фабрики Август Мишель. Он же поставил перед собой и честолюбивую задачу — запустить в советский быт царскую парфюмерную композицию. Конечно, выпускать «Любимый букет императрицы» под старым названием было невозможно, и аромат стал «Красной Москвой».
Эта версия происхождения аромата весьма правдоподобна, потому что «Новая заря» получила доступ к архивам Брокара, и первое время пользовалась брокаровским сырьем и запасами изготовленных флаконов. Но прямое родство между «Красной Москвой» и «Любимым букетом императрицы» вряд ли сегодня можно доказать.
Москва и Париж
Есть и менее правдоподобные версии происхождения аромата. Например, злые языки говорят, что «Красная Москва» не оригинальна, и что ее формула списана с Chanel № 5.
Действительно, многие ноты ароматов совпадают. И в том, и в другом есть бергамот, иланг-иланг, жасмин, роза, ваниль. Но в «Красной Москве» нет характерных для Chanel № 5 альдегидных акцентов, ириса и древесно-мшистых нот. А сам французский аромат лишен яркого гвоздичного оттенка «Красной Москвы». Все же сходство между ароматами очевидно. Это вовсе не значит, что советские парфюмеры скопировали формулу Chanel № 5, считают патриоты. И даже, может быть, наоборот… Ведь автор культового французского аромата Эрнест Бо начинал свою карьеру парфюмера в Москве. Обе версии невозможно ни доказать, ни опровергнуть. Мы даже не можем понять, какой из ароматов появился раньше: Chanel № 5 вышел в 1921 году, а точная дата создания «Красной Москвы» не известна.
Советский след
И наконец, самая прозаическая версия состоит в том, что аромат был создан гораздо позже советскими парфюмерами под руководством Полины Жемчужиной. Эта незаурядная женщина, супруга Молотова и подруга Надежды Аллилуевой, немало сделала для популяризации парфюмерии и косметических средств в Советской России.
Полина Жемчужина руководила «Новой зарей» с 1930 по 1932 год. Эта версия, которая бы делала честь советскому парфюмерному искусству, выглядит не правдоподобней, чем легенды императорского дома, поскольку в ней отсутствуют и конкретные даты, и имена парфюмеров.
Сто лет славы
Пока Франция упивалась сладкими и дорогими нотами Chanel № 5, в советской России стремительно набирала популярность «Красная Москва». Престижный и в то же время доступный аромат звучал повсюду. Известно, что «Красная Москва» была любимыми духами Любови Орловой и Валентины Серовой. Их носила первая в мире женщина-космонавт — Валентина Терешкова. На время Второй мировой войны фабрика «Новая заря» была перенесена в Свердловск, где на ее основе был организован комбинат «Калина». Когда был близок победоносный финал войны, фабрика первым делом возобновила выпуск «Красной Москвы», и вслед за торжествующей Красной армией аромат вошел в Восточную Европу. В послевоенные годы аромат становится известен во всей Европе под французским названием Moscou Rouge. В 1958 году советская композиция получает золотую медаль на выставке в Брюсселе. В 1995 году «Красная Москва», признанная классикой парфюмерного искусства, заняла место в знаменитом музее ароматов «Осмотека» в Версале.
В «Красную Москву» одевались так повсеместно и так долго, что пресыщение было неизбежным. С приходом перестройки, когда все советские ценности стали одиозными, тень легла и на политически окрашенный аромат. О «Красной Москве» уже не говорили без презрительной усмешки. Отказу от некогда любимых духов послужило и падение железного занавеса, через первые прорехи которого в Россию проникли настоящие французские ароматы.
«Красная Москва» сегодня
Прошло совсем немного времени, и маятник истории снова качнулся. Постсоветская Россия погрузилась в ностальгию, и вместе с советскими ценностями вернулся главный аромат СССР. Немало способствовала новой популярности винтажной композиции актриса и драматург Рената Литвинова, которая назвала «Красную Москву» своим любимым ароматом. «Мне ужасно нравятся духи «Красная Москва». Это наше, родное, ни с чем не спутаешь. Они рождают чувство нормальной здоровой ностальгии. У меня еще бабушка ими пользовалась. Они чуть приторные, концентрированные, но зато у этих духов есть свое лицо. А если приторность «Красной Москвы» использовать правильно и в меру, то они любую французскую линию духов за пояс заткнут», — рассказала современная российская икона стиля.
Отвечая потребностям времени, «Новая заря» после долгого перерыва запустила производство исторического аромата. Сегодня «Красная Москва» издается под девизом «Купите себе немного истории». Те, кто еще помнит старую «Красную Москву» утверждают, что новый аромат звучит беднее. Старинные экземпляры все еще можно приобрести на аукционах. К счастью, «Новая заря» выпускала самый популярный аромат страны огромными тиражами.
Статью подготовила Елена Кукина