Матрешка, водка, пресловутые шапка-ушанка, медведь и балалайка, а в редких случаях — еще и атомный реактор. Ни для кого не секрет, каков имидж России за рубежом: махровый, сильно отставший от современности, однотипный, но все же незыблемо прочный образ. К сожалению, разрушить этот стериотип тем сложнее, что интуристы, приезжающие в российские города, в большинстве своем увозят на родину материальные подтверждения «балалаечности» нашей страны. Линейка сувенирной продукции в России крайне скудна: народные промыслы, все те же матрешки и водка. По данным Российского союза туриндустрии, 40% карманных денег, которые могли бы быть спущены на приобретение милых сердцу путешественника безделушек, иностранцы привозят назад.
Ростуризм, в настоящее время работающий над реализацией новой маркетинговой политики по развитию туризма в РФ, решил изменить ситуацию и предложил сувенирной сфере заговорить на другом языке — ольфакторном. Ведомство предложило парфюмерам создать сувенирные духи для туристов. Отдельный регион может представить несколько ароматов. Важно, что в своей инициативе Ростуризм не ограничился топовыми туристистическими Москвой, Сочи и Санкт-Петербургом, обратив пристальное внимание и на другие российские регионы.
Пока что линейка уникальной парфюмерии есть у все тех же Санкт-Петербурга, Сочи и Владивостока, духи с запахом столицы пока еще в процессе создания. Сочи и Владивосток представили по два аромата, именованные знаковыми туристическими местами: «Красная поляна» и одноименный «Сочи» у южного региона, «Бухта Золотой Рог» и «Остров Русский» у восточного. Петербург вышел сразу с пятью композициями: «Екатерининский парк. Царское Село», «Некрополь. Александро-Невская Лавра», «Петергофские фонтаны», «Эрмитаж», «Петропавловская крепость».
О Москве стоит упомянуть отдельно. В линейку персональных ароматов столицы будет входить несколько композиций. Как рассказала один из парфюмеров, работающих над созданием аромата, Москва уникальна своей многогранностью и имеет множество различных ароматов, суть которых зависит от местонахождения. С уверенностью можно сказать пока об одном: в композиции будут свежие ноты, ноты мокрого асфальта после дождя или ночной воды в реке, по которой идут прогулочные катера.
Облик города нередко бывает связан с отдельным ароматом или брендом. Парфюмеры, порой сами того не желая, связывают в сознании покупателя историю запахов и историю места в единое целое. Такова старинная «Кельнская вода» Йоганна Фарина, таковы Chanel и Dior с их неизменным парижским флером. Хоть Россия и не столь прочно укоренилась в сознании как страна с парфюмерной историей (хотя несомненно это так), чем вдохновить парфюмеров вопроса не стоит — природных красот и уникальных мест в России немало. Единственный вопрос, получатся ли ароматы «Острова Русский» или «Красной поляны» парфюмерией в полной мере: смогут ли они стать ароматами, которые можно носить.
Впрочем, Ростуризм это не смущает. Главной целью ведомство все-таки ставит расширение сувенирной линейки и привлечение туристов, а не развитие парфюмерного дела в России. Запахи, пожалуй, лучше всего помогут донести до интуристов, как «широка страна моя родная», недаром важным пунктом инициативы является создание духов для малопопулярных с точки зрения внешнего туризма мест — Алтая, Байкала, Карелии. Разве можно, хоть раз вдохнув аромат карельских сосен или снеговых вершин Алтая, не захотеть вернуться сюда еще раз?