Статьи

Три аромата Coty: начало синтетической эры

С самого начала индустриальной эпохи в культуре и сознании людей появилось два противоположных полюса: натуральное и искусственное. Отношение к ним всегда было эмоциональным и неоднозначным. Так, в первой трети XX века человек был полностью очарован победным шествием технологий и новым качеством жизни, которые они несли. Поэты-футуристы воспевали бензиновый запах городов будущего, рёв гигантских моторов и людей, лишённых деревенского румянца. 

Парфюмерия в эпоху модерна претерпевала глобальную трансформацию. Открытие ванилина, кумарина, альдегидов открыли путь к расширению ароматических возможностей. Первыми, кто столкнулся с мощью химических душистостей, были, вероятно, химики Тиманн и Крюгер, услышавшие запах фиалки во время синтеза ионона.  Синтетические соединения, близкие по звучанию к натуральным запахам или же совершенно новые, чрезвычайно обогатили парфюмерную палитру, позволили создавать сложные, многоуровневые композиции. Уход от применения исключительно природных веществ, новшества в ингредиентах и технологиях, были благосклонно восприняты профессиональным сообществом и потребителями. Это отвечало и духу европейской парфюмерии, всегда экспериментальной, и общему настроению индустриальной эпохи. Однако овладеть «химическим потенциалом» было совсем не просто, для этого требовалось вдохновение гениев. Франсуа Коти, Жак Герлен, Эрнест Бо – шедевры титанов золотой парфюмерной эры созданы на принципах гармонии синтетических и натуральных материалов.

Винтажный постер Coty
Винтажный постер Coty

Парфюмер Франсуа Коти был артистической фигурой, воплотившей в себе главные черты модерна: дерзкую оригинальность, тонкий вкус, аристократизм. Дипломат и мистификатор, он прекрасно понимал важность в парфюмерии образа, концепции, вокруг которой строится аромат. Коти поднял создание флакона на уровень ювелирного искусства (вместе с Рене Лаликом и компанией Баккара) и во многом сформировал принципы ароматической моды. Но главным его достижением, конечно, были сами ароматы и прогрессивные идеи, вложенные в их разработку. Хотя к началу XX века свойства многих синтетических веществ были уже довольно хорошо известны, большинство парфюмеров были  крайне осторожны, опасаясь необычной силы непривычных материалов. Но такой подход совершенно не соответствовал темпераменту Коти.

L`Origan, 1905

Парфюмер Франсуа Коти
L`Origan, 1905Фото: Reyters

Эти яркие, жизнерадостные духи в изящном флаконе арт-деко стали примером того, что синтетические средства могут играть главную роль в женском аромате. Начинаясь традиционным пряно-цитрусовым букетом, запах перетекал в мощную, сочную цветочную стадию с древесно-гвоздичным, мускатным оттенком, после которой постепенно обнажалась сандалово-мускусная база. Мажорные, торжественные аккорды с отчетливым послевкусием – как будто слушаешь Моцарта. Этой насыщенности, напоминающей о солнечном июльском дне, Коти удалось добиться благодаря балансу состава. Помимо традиционных ээсенций в L`Origan вошли новые цветочные компоненты и группа синтетических ароматов, включая метилионон, гелиотропин, кумарин, ванилин, цивет и ветиверил. Результат показал, что парфюмер на правильном пути. Отвечая вкусам своего времени, духи в тоже время оказались весьма оригинальными. Их нельзя было назвать ни сугубо цветочными, ни ориентальными. В  них было много самобытной энергии и даже электричества, но тёплого спектра. Значимость этого аромата иллюстрируется тем, что у концепции L`Origan много знаменитых продолжателей. Это Oscar de la Renta (1976), Vanderbilt (1982) и кумир тысяч женщин – Poison от Christian Dior (1985). 

Рекламный плакат L`Origan от Coty, 1941
Рекламный плакат L`Origan от Coty, 1941

Le Muguet, 1910

Винтажное фото Muguet от Coty, 1910
Винтажное фото аромата Muguet от Coty, 1910

Простой и очаровательный аромат – первый и весьма успешный эксперимент с цветочным соло на заре эпохи синтетических душистостей. Коти воспел в нём хрупкий, радостный тип женственности. Сам Эдмон Рудницка отдавал должное этим духам, называя их самой прекрасной и чистой нотой ландыша в истории. Очевидно, Коти удалось придать Muguet достаточно объёма, не изменяя ландышевому верховенству, что было бы вряд ли возможно посредством лишь натурального арсенала. И хотя эти духи слишком конкретны, чтобы многие женщины выбрали их для частого использования, они, несомненно, стали для корсиканского парфюмера большим успехом.

В 1941 году Анри Робер развил аромат Коти, и выпустил Muguet de Bois, который на протяжении десятилетий был, пожалуй, главным ландышевым ароматом. В Muguet de Bois усилены зелёные ноты, чувствуется сирень и жасмин. И сегодня для поклонниц весенних запахов это не просто часть ретро коллекции, но верный спутник. 

Рекламный плакат Muguet des Bois, 1947
Рекламный плакат Muguet des Bois, 1947

Chypre, 1917

Когда сам Коти рассказывал о своём культовом творении, он говорил о возрождении Шипра из глубины веков, о том, что этот запах когда-то звучал в воздухе Древнего Рима. В Chypre действительно царствует таинственная, архетипическая глубина. Для нас как будто оживают мифические сцены: заросли папоротника и дубовые чащи Кипра, поросшие ивами берега лесных ручьев, к которым спускаются нимфы и сатиры… Хотя реальная история шипровых запахов начинается не с Коти (например, в 1909 году Guerlain выпустил Chypre de Paris), именно духи Франсуа стали точкой отсчета для целого парфюмерного жанра. Сложный, целостный аромат сочетает в себе ощущение покоя, надёжности с изысканной джазовой интригой. Этот магический эффект стал возможен благодаря союзу нескольких начал – дубового мха, бергамота, пачули, сандала, ладанных оттенков, спокойных цветов и мускусов.  Синтетические элементы состава, в частности амбра, придали лесной композиции потрясающие богатство и тягучесть. Chypre стал универсальным выбором для тысяч женщин и мужчин, одним из тех ароматов, которые сопровождают на протяжении всей жизни. 

Рекламный плакат (правда, более позднего времени), 1949
Рекламный плакат Chypre de Coty, 1949

В последующие годы, шипровое семейство превратилось в одно из самых многочисленных и популярных парфюмерных направлений, к которому обращались все ведущие дома. Множество прекрасных шипров – кожаных, зелёных, цветочных – генеалогически связаны с шедевром Коти, который первым рискнул внести мощную энергетику синтезированных душистостей в средиземноморский древесный букет. И хотя современные марки почти не предлагают шипровых ароматов (во многом, из-за политики регулирующих организаций, запрещающих ключевые для шипров ингредиенты), тема, открытая Франсуа Коти, непременно будет жить и развиваться.  

Винтажный Chypre de Coty
Винтажный Chypre от Coty

Несколько ароматов из зала шипровой славы

Mitsouko Guerlain (1919) – женственный шипр с нотой персика и пряностей.

Mitsouko Guerlain, 1919
Mitsouko Guerlain, 1919

Diorella Christian Dior (1972) – версия Эдмонда Рудницка.

Diorella Christian Dior, 1972
Diorella Christian Dior, 1972

Chanel 31 Rue Cambon (1921) – мягкий, нетипично воздушный шипр.

Chanel 31 Rue Cambon, 1921
Chanel 31 Rue Cambon, 1921

Bandit Robert Piguet (1944) – дразнящий альдегидно-кожаный шипр. 

Bandit Robert Piguet, 1944
Bandit Robert Piguet, 1944

 


Статью подготовил Шевченко Антон

Поделиться:

Комментарии



Выбор города
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Астрахань
  • Барнаул
  • Владивосток
  • Волгоград
  • Воронеж
  • Екатеринбург
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Казань
  • Калининград
  • Кемерово
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Набережные Челны
  • Нижний Новгород
  • Новосибирск
  • Омск
  • Оренбург
  • Пермь
  • Ростов-на-Дону
  • Самара
  • Саратов
  • Тольятти
  • Тюмень
  • Ульяновск
  • Уфа
  • Хабаровск
  • Челябинск
  • Ярославль