Однажды обратившись к морской тематике, николаевские парфюмеры открыли для себя неиссякаемый источник вдохновения. Даже если вдруг у них заканчивалась собственная фантазия, всегда можно было позаимствовать идею-другую у литературы - наверное, именно так в 1960-х появился набор "Белеет парус". В парфюмерном каталоге тех времен о нем говорится следующее: "Могучая морская стихия вдохновила поэта. Композитор воплотил его строки в чарующие звуки, а парфюмер - в музыку ароматов". Сразу понятно, что имелся в виду лермонтовский "Парус", знакомые всем с детства двенадцать строк - у большинства имя Лермонтова вызывает ассоциацию в первую очередь с ними:
...
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит…
Увы! он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
С "чарующим звуками" немного сложнее: кто только не перекладывал "Парус" на музыку - список композиторов занял бы целую страницу. Но, пожалуй, самое известное произведение - романс А.Е. Варламова, написанный в 1848 году. Этот романс до сих пор популярен у исполнителей, версия в современной аранжировке входит в репертуар арт-группы "Хор Турецкого".
А что же с "музыкой ароматов"?
Несмотря на описание в каталоге, мне аромат духов "Белеет парус" больше напоминает не стихотворение Лермонтова, а повесть Катаева. Лермонтовский "Парус" вдохновлен видением на Финском заливе - и его настроение подстать хоть и романтическому, но северному пейзажу, а описанный в нем порыв - это метания одинокой души. А вот аромат николаевских парфюмеров совсем не про это - он про романтиков с горячей кровью, про теплое Черное море, про чаек, летающих по грифельному небу. Паруса в николаевских духах, как и в катаевской повести, не просто символ - это реальные паруса, их наполняет настоящий, а не символический ветер. "Белеет парус" не про поиск бури, он про полноту жизни, в которой есть место и бурям, и покою.
Начало аромата - это предвкушение путешествия к дальним островам, утопающим в цветах. Середина - встреча с морской стихией, полет по волнам между водой и небом, смесь страха и восторга. Заканчивается аромат как и путешествие - на залитом солнцем причале.
Старт - альдегиды, жасмин, иланг-иланг, персик, гвоздика (цветок);
сердце - полынь, шалфей, пачули, ветивер, водоросли;
база - кедр, бензоин, цибетин, мускус, амбра.
Аромат одеколона прозрачнее и легче, но в целом повторяет духи, хотя и с некоторыми изменениями в пирамиде: на старте к цветам добавлен бергамот, а середину и базу пронизывают кожаные ноты.
"Белеет парус" всегда выпускался в виде набора из духов и одеколона, оба флакона - простой каплевидной формы и небольшого объема. Очень недолго, в начале 1960-х, у флаконов были притертые крышки - как маленькие паруса, но большинство поклонников аромата запомнили золотистые винтовые колпачки. Меня в оформлении "Белеет парус" подкупают не флаконы, а коробка - рисунок на ней изображает солнечные блики на морской воде.
Виктория Власова — в прошлом профессиональный журналист, сейчас коллекционер, антиквар, специалист по советской парфюмерии. Живет в Праге, любит путешествовать. Любимые ароматы: "Кремль", "Ленинград", "Рижанка", "Алые паруса".