Когда я смотрю на флакон духов "Корабелы" с притертой пробкой, мне хочется все бросить и поехать в Николаев, найти там людей, работавших на парфюмерно-стекольном комбинате, и любым способом узнать у них имя. Уверена, что это был не просто художник, а скульптор, потому что все в форме флакона выдает прекрасное чувство пространства у его автора. Флакон "Корабелов" можно было бы поставить на вращающуюся подставку, дать направленный боковой и верхний свет - и смело включать в экспозицию выставки современного искусства. Современного в смысле принадлежности к эпохе промышленного дизайна, потому что своей футуристичностью флакон уводит в 1960-е - времена эстетического прорыва в этой сфере. Собственно, тогда он и был создан - в середине 1960-х.
А между тем при все своей кажущейся абстрактности флакон изображает вполне конкретный предмет, и изображает довольно близко к оригиналу - но предмет этот настолько далек от мира парфюмерии, что никому и в голову не приходит увидеть его в очертаниях флакона. "Моделью" дизайнеру послужило долото! В парфюмерном каталоге 1970-х об этом не говорится, сказано только, что духи посвящены николаевским кораблестроителям - но с таким посвящением и с таким названием художественный смысл становится очевидным. Перед нами столярный инструмент для работы с деревом: крышка - острый резец, сам флакон - рукоятка, которая довольно удобно ложится в руку. Автор этого флакона, безусловно, был талантлив - так передать красоту совершенно утилитарной вещи!
Я не знаю, понимало ли жюри парфюмерного конкурса на монреальской выставке Экспо-67, что именно изображает флакон "Корабелов", но награду духи получили: диплом 2-й степени. Неплохо для продукции провинциального предприятия! Только удивительно, что не 1-й - "Корабелы" были очень в духе этой выставки и эпохи в целом. Кстати, советский павильон, сделанный из стекла и стали, был самым посещаемым на Экспо-67, а впоследствии его разобрали и перевезли на ВДНХ - он стал павильоном "Москва".
Думаю, жюри отметило "Корабелов" не только за флакон - аромат этих духов очень красив, хотя не так футуристичен. Сейчас он кажется скорее классическим:
начало - альдегиды, бергамот, орегано, шалфей;
середина - жасмин, роза, ирис, ветивер;
база - кедр, бензоин, кожа, мускус, амбра.
Очень красивый замысел: на фоне моря дерево корабельной обшивки и мачт, между которыми свободно проносится ветер с солнечного южного берега. Романтичная картина старинной верфи, хотя, конечно, в советское время она уже не соответствовала действительности: в Николаеве строили большие современные суда.
Другие рассказы "Морского цикла" -
Одеколон "Океан", Северное сияние
Дзинтаровский одеколон "Тайфун"
И еще
Новая акватика: секс, пляж, коктейли и морская пена - статья Jonny Brown-Eyes
Виктория Власова — в прошлом профессиональный журналист, сейчас коллекционер, антиквар, специалист по советской парфюмерии. Живет в Праге, любит путешествовать. Любимые ароматы: "Кремль", "Ленинград", "Рижанка", "Алые паруса".