Одеколон "Саша" и духи "Наташа" - парфюмерная парочка, которую почти никто не вспоминает добрым словом. При этом помнят их aбсолютно все, кто застал. Редким Саше с Наташей удавалось избегнуть их в качестве подарка. В 1980-х эти два аромата продавались повсеместно, чуть ли не в киосках "Союзпечати". Их даже тотальный дефицит не мог истребить, особенно "Наташу" - ведь ее выпускала не только Новая заря, но еще и казанская, свердловская и тбилисская фабрики.
Из-за своего пристрастия к красивым флаконам я долго обходила этих двоих стороной - слишком незамысловато они выглядели, и репутацию имели далеко не лучшую. Однако любопытство победило, и первым мне попался "Саша". Он навсегда изменил мое отношение к воспоминаниям очевидцев, потому что вопреки утверждениям о "ядреном советском одеколоне" оказался тонким, деликатным и сложным ароматом. Древесный фужер, совершенно не советский по духу, и скорее унисекс, чем чисто мужской аромат.
Для одеколона у него отличная стойкость. "Сашу" Новая заря выпускает до сих пор, но пирамида, как мне кажется, немного изменилась. У винтажного "Саши" она такая:
начало - цветы винограда, кожа хорошей выделки, сено;
середина - свежая древесина, лаванда, шалфей, жасмин, листья смородины;
база - кедр, мох, амбра.
При близком знакомстве оформление винтажного флакона тоже не кажется мне банальным: оно вполне в духе клубного стиля, который на рубеже 1970-х и 1980-х годов называли спортивным - отсыл к замше и твиду со сдержанной отделкой из матового золота. Да-да, орнамент на боках коробки - имитация рисунка твидовой ткани. А на боках у "Наташи" клетка "пепита", которую легко можно перепутать с "куриной лапкой".
"Наташа" попала мне в руки уже после "Саши" - что к лучшему, потому что она мне кажется на порядок слабее "Саши". Аромат этих духов и устроен примитивнее, и стилистически не так хорош. Однако при этом он и не такая гадость, какой его часто называют. В "Наташе" есть отсыл к пряным, землисто-травяным духам 1950-х - "Каменному цветку", "Огоньку", "Пируэту", "Ярославне", которые к началу 1980-х уже совсем вышли из моды. Но "Наташа" заметно проще этих грандов советской парфюмерии, как бывает проще любой масс-маркетовый аромат по сравнению с тем селективным, на который похож. Пирамида "Наташи":
начало - альдегиды, жасмин, сандал;
середина - иланг-иланг, шалфей, вишня;
база - амбра, кедр.
Думаю, "Наташа" просто странно звучала на фоне модных тенденций 1970-х и 1980-х - ярких зеленых и цветочно-фруктовых ароматов, отсюда и массовые негативные воспоминания о ней. Но на огромном советском рынке любые духи находили себе поклонников, не зря же "Наташу" производили в таких объемах. Да еще и экспортировали - у меня, например, экспортный экземпляр. От обычных он отличается надписью "made in USSR", а еще указанием объема - на коробочках для внутреннего рынка объем "Наташи" не печатали.
Выпускался еще и одеколон "Наташа", но о нем я пока ничего сказать не могу, кроме того, что у них с одноименными духами были разные пирамиды.
При всей нелюбви женской части населения "Наташа" пользовалась огромной популярностью у мужчин - особенно у солдат-срочников. На Новую зарю со всех концов страны мешками приходили письма с признаниями в любви к девушке с коробки. Но поклонники старались зря: этой девушки на Новой заре не было, фотографию красавицы дизайнеры взяли из зарубежного фотобанка. Может быть, сыграло свою роль сходство модели с Агнетой Фельтског из группы "АББА". Забавно, но такому же иностранному "Саше" советские женщины писем не слали - не зацепил.
Виктория Власова — в прошлом профессиональный журналист, сейчас коллекционер, антиквар, специалист по советской парфюмерии. Живет в Праге, любит путешествовать. Любимые ароматы: "Кремль", "Ленинград", "Рижанка", "Алые паруса".