Среди любителей винтажной парфюмерии почему-то популярна легенда, что "Злато скифов" было разработано Новой зарей еще до войны, а в производство запущено в 1950-х. Сама Новая заря не раскрывает дату создания аромата, но позиционирует "Злато" как часть своего исторического наследия наравне с "Красной Москвой" и тем самым невольно подкрепляет сложившееся заблуждение. А между тем "Злато скифов" было создано только в середине 1980-х. Звучание этих духов очень характерно именно для этого десятилетия - эпохи ярких фруктово-зеленых шипров, поэтому никакими 1950-ми (и уж тем более 1930-ми) там и не пахнет. Правда, защитники "древней" версии происхождения считают, что тут имело место парфюмерное озарение и предвидение будущего - поэтому когда я пыталась вычислить время создания "Злата", я ориентировалась главным образом на документальные свидетельства: на винтажные парфюмерные каталоги и оформление упаковки.
На коробке и винтовых флаконах винтажного "Злата" красуется очень известная историческая реликвия - золотая пектораль из кургана Толстая могила, найденная во время сенсационных раскопок скифских захоронений в 1971 году. И на этикетке притертого флакона рисунок тоже напоминает нашейное украшение (кстати, первые флаконы выглядят как бюст-манекен для ювелирных изделий). Коробки без пекторали или хотя бы их фотографии ни разу не попались мне во время моих поисков - ну а изображение пекторали не могло появиться на коробках "Злата скифов" раньше 1970-х.
Поскольку Новая заря упорно хранит тайну "Злата", имя парфюмера тоже остается под вопросом. Авторство приписывается М. Степановой, пришедшей на Новую зарю в 1976 году из совершенно другой отрасли, и в 1980-х создавшей несколько известных и популярных ароматов - в частности, "Коппелию", "Барс" и "Импульс". К сожалению, сама Степанова не упоминала "Злато" в своих интервью и вообще обходила этот аромат молчанием - возможно, потому что в 1991 году она ушла в конкурирующую компанию, и не хотела лишний раз упоминать Новую зарю. А может, не считала "Злато" таким уж шедевром - иногда мнения парфюмеров и публики заметно расходятся. Так или иначе, "Злато скифов" хорошо вписалось в гурманские 90-е, да и сейчас звучит актуально.
Официальная пирамида аромата выглядит так:
начальная нота - бергамот, зелень, альдегиды, камфара;
сердце - иланг-иланг, яблоко, персик, жасмин, гвоздика (цветок);
база - амбра, пачули, ваниль, дубовый мох, сандал.
В ней упоминается далеко не все, что чувствуется в аромате - он гораздо богаче - но суть ухвачена: это именно те ноты, которые слышит в "Злате" большинство. Картины, создаваемые воображением на основе этого аромата, у всех разные. Лично для меня это запах причерноморской степи в разгар ее весеннего цветения: нагретая солнцем земля, мед, сочные стебли тюльпанов, дикая гвоздика, маки, душистое разнотравье под теплым ветром. Правда, чтобы быть по-настоящему "скифским", аромату не хватает дыма костров, конского пота и звериных шкур - все-таки это больше "злато": древние золотые украшения на шее красавицы 20 века во время очередной моды на историзм, возможность побыть "дочерью степей" в комфортной цивилизованной обстановке.
Такое "Злато скифов" - во флаконах 1980-х и начала 1990-х. В притертых флаконах аромат гуще, слаще, медовее ("золотее") за счет выпаривания, но в винтовых он сохраняет свежесть степного ветра. В современных выпусках еще звучат отголоски былого великолепия, хотя его концентрация сильно колеблется.
Виктория Власова — в прошлом профессиональный журналист, сейчас коллекционер, антиквар, специалист по советской парфюмерии. Живет в Праге, любит путешествовать. Любимые ароматы: "Кремль", "Ленинград", "Рижанка", "Алые паруса".