Пожалуй, самое проникновенное, что было написано на русском языке о философском смысле парфюмерного искусства, принадлежит перу нашего выдающегося соотечественника Константина Михайловича Веригина. Книга его воспоминаний, издававшаяся во Франции и в России, стала абсолютным образцом высокой парфюмерной культуры.
Константин Веригин родился в 1898 году в Санкт-Петербурге, в аристократической семье, чей род известен с конца XVI века. Первые годы жизни он провел в северных губерниях, которые навсегда будут связаны с самыми идиллическими воспоминаниями о русской зиме. Запах снега, морозного воздуха во время прогулки с братом и сестрой,– а дома ждет их жарко натопленная дровяная печь… По субботам – обязательное купание с сосновым экстрактом, земляничным мылом и белоснежные простыни, «пропитанные воздухом и светом». Аккорды хрустальной ясности – осенней, зимней и весенней, станут для Веригина одними из самых любимых. Спустя годы, парфюмер вновь и вновь будет исследовать их, работая под началом своего друга и учителя Эрнеста Бо, посвятившего Chanel №5 особой ночной свежести северных рек.
Из детских воспоминаний Веригина становится очевидным, что он был из тех людей, кто с самых ранних лет чувствует своё призвание и хранит ему верность до конца жизни. Вот как он пишет об открытии, которое сделал, сидя в будуаре у своей тёти: «…среди гранёных хрусталей туалетного несессера, познал я впервые очарование душистых смесей. Здесь всё можно было трогать, открывать, нюхать, всем можно было душиться и даже в небольшом количестве разрешалось смешивать, что доставляло мне огромную радость. Запах с раннего детства волновал и притягивал меня…приблизительно с семилетнего возраста я твердо решил, что сам буду творить духи».
Когда Константину было 12 лет, умирает его отец, и семья переезжает в Ялту. Следующее десятилетие связано для Веригина главным образом с Крымом. Здесь он будет взрослеть, учиться с братом Михаилом в гимназии, заниматься спортом. Интерес к тонким запахам будет только расти и набирать силу. Этому благоприятствовал семейный уклад, в котором царило внимательное отношение к прекрасному. В мемуарах Веригин вспоминает первые духи, которые запомнил в детстве: отцовский Idéal Houbigant и множество тех, которыми душилась мать: от Coty, L. T. Piver, Guerlain. В доме всегда были букеты свежих сезонных цветов, которые с ранних лет составляла Ольга, младшая сестра Константина. А сам будущий парфюмер уже в шестнадцатилетнем возрасте затеет эксперимент – попытается создать ландышевый экстракт.
Не только окружение, но и сама крымская природа была для юного Веригина источником вдохновения. Этот край – настоящая сокровищница, в которой соединены море, горы и богатая растительность. Здесь на побережье запахи хвои, кипариса и лавра смешиваются с соленым морским воздухом, а ветер с предгорий приносит цветочные и лесные ароматы. Тысячи ароматических впечатлений, полученных Веригиным в Крыму, сформировали его творческий потенциал, который блестяще реализуется в будущем. Ведь невозможно воспитать вкус, а тем более научить сложению духов человека, выросшего в неблагоприятной среде, среди неестественных или дурных запахов. Русский парфюмер и сам неоднократно говорил об огромном значении ароматической памяти, которая загадочным образом участвует в человеческой психике. Он был убежден в многогранном влиянии запахов на сознание, которое нужно использовать не только в парфюмерии, но и в медицине, образовании. Как просветитель, Веригин призывал общество и науку к более внимательному отношению к ароматам.
«Можно с уверенностью сказать, что каждая натуральная эссенция, каждое душистое вещество обладают определенным психофизиологическим воздействием. Многие из этих свойств со времен глубокой древности были хорошо известны в оккультных кругах. Недаром все деяния белой и черной магии всегда связаны с ароматом».
Воспоминания Константина Михайловича о детстве и юности составлены, в основном, из светлых и идиллических картин. В них визиты к родственникам и друзьям, купание в море, велосипедные прогулки, семейные праздники и балы. Учёба в гимназии, общение с природой – всё было радостным, наполненным красотой. И повсюду, в каждое время года, удивительные открытия из мира запахов.
«Помню, как однажды, в жаркий день июля, возвращался я с прогулки по царскому имению Ливадия. Была чудная погода. Синее яркое море да цепь зеленых гор поддерживали свод голубого неба. Ни облачка не было видно. Еле-еле бледнело оно к горизонту. Вокруг меня, на кустах, деревьях, куртинах, — всюду пестрели цветы. Пахло южным солнцем, южным морем, южной землей. Жизнью пахло. Мне захотелось продлить это мгновенье. Я лег на спину в душистую, чуть суховатую траву. Я трогал землю рукой, чувствовал под головой острые крымские камешки. Казалось, можно остаться здесь навсегда, превратиться самому в теплоту земли, остроту камня, сухость трав, понять какую-то последнюю тайну творения, слить свое дыхание со славословием их ароматов».
Устоявшийся уклад жизни Веригиных был стремительно разрушен трагическими событиями революции и гражданской войны. Едва сдав выпускные экзамены весной 1919 года, Константин вступает в ряды Добровольческой армии в чине корнета. Полтора года он будет участвовать в кампании по обороне Крыма от большевиков, а когда белое движение потерпит фиаско, отправится, вместе с матерью и сестрой, в Константинополь. С этого момента, Веригин – один из миллионов русских эмигрантов, которые больше никогда не увидели своей родины.
Париж, Париж...
После непродолжительного пребывания в Турции и Югославии, Веригин приезжает во Францию. Эта страна произвела на него сильное, но двойственное впечатление. С одной стороны, неприятным сюрпризом стала сильно загрязнённая атмосфера крупных промышленных городов. Но главное, он был покорён тем, как французы и француженки умело используют хорошую парфюмерию. В отличие от России, где духи были прерогативой высшего общества, во Франции их любил и средний класс.
«Я сразу полюбил Париж и старался изучить его. Меня пленила легкость его пропорций, воздушность домов, манера жизни, элегантность женщин, их шарм, умение одеваться, носить меха, пальто и платья, удивить шляпкой, привлечь ароматом духов...»
Константин Михайлович берётся за осуществление своей мечты – работать в парфюмерии, и поступает в Католический университет города Лилля, на химический факультет. Будучи студентом, он проходит месячную стажировку в небольшом парижском доме Marquize de Luzy. Встреча с реальным производством духов не разочаровала, а напротив, воодушевила. Закончив обучение, Веригин поступает на завод красок «Франк», но не теряет надежды найти вакантное место в парфюмерной индустрии. Благодаря случаю и широкому кругу общения, он знакомится с легендарным Эрнестом Бо. Едва ли в истории парфюмерии XX века можно найти фигуру более яркую. Талантливый экспериментатор и теоретик парфюмерного дела, творец революционных ароматов, включая гениальные Chanel No.5, отважный офицер и знаток искусства. Эрнест Бо родился и начал свою карьеру в России, прекрасно владел русским языком и любил русскую культуру. В его лице Константин Веригин встретил уникального наставника, с которым рука об руку проработает ни один десяток лет.
Оценив знания и увлеченность молодого химика, Бо приглашает Веригина в дом Chanel.
«Иногда, чувствуя, что сумел верно передать то, что искал, и будучи в особенно хорошем настроении, Эрнест принимал победоносный вид и, смеясь, объявлял, что чувствует себя Наполеоном французской парфюмерии. Мадемуазель Алетанс Ревель, выдающаяся женщина и преданный его секретарь, да и я сам — мы кланялись ему тогда придворным поклоном, и тогда вся атмосфера лаборатории заряжалась творческой энергией, способствовавшей новым открытиям в области ароматов».
Первые 9 лет службы дому Chanel Веригин трудился в лаборатории, где создавали отдушки – заготовки для духов и всевозможных косметических средств. Составление этих смесей в лучших фирмах и тогда, и сейчас происходит вручную. Производство отдушек невозможно без математической точности в пропорциях, прекрасного обоняния и безукоризненного знания формул, которые даже у простых изделий насчитывают несколько десятков ингредиентов. Этот процесс – самая главная парфюмерная кухня. Здесь можно на практике освоить технологию соединения веществ, познакомиться со всем разнообразием сырья. В то время наступала эпоха альдегидов, постоянно синтезировались новые пахучие вещества, что делало работу особенно сложной и увлекательной.
Однако складывать духи по готовым рецептам – это в большей степени ремесло, а не искусство. Настоящее творчество начинается для Веригина, когда он попадает в исследовательскую лабораторию. Здесь тестируются парфюмерные компоненты, идёт работа над поиском новых. По словам Константина Михайловича, в это время его обоняние невероятно обострилось. Предельной тонкости восприятия требовали стоявшие задачи: найти лучший среди предложенных поставщиками вариантов, определить нюансы оттенка у синтетических образцов с одинаковым химическим составом… Главный парфюмер дома Chanel Эрнест Бо исповедовал фантастическую педантичность во всём.
Следующим шагом стал анализ духов фирм-конкурентов, попытки повторить их звучание. Спустя долгие годы обучения и накопления опыта, Веригин начал пробовать силы в качестве ароматического композитора, и очень скоро получил официальный статус парфюмера-изобретателя.
В качестве одного из ведущих парфюмеров домов Chanel и Bourjois, Веригин достиг выдающихся профессиональных высот и признания сообщества. Сфера его деятельности была широка. Он отвечал за выбор ингредиентов, контролировал качество готовой продукции, представлял Chanel на переговорах с партнёрами. После Второй мировой войны Константин Михайлович избирался председателем Ассоциации парфюмеров Франции. И, конечно же, он был автором и участником создания множества замечательных ароматов. Среди них знаменитое трио женских духов Bourjois, вошедшее в золотой фонд французской парфюмерии: Soir de Paris, Mais oui, Ramage.
Mais oui – кокетливые и дерзкие духи. Аромат начинается как лёгкий цветочный шипр с оттенком розы, но постепенно открывается страстная анималистическая база, в которой слышится виверровый мускус, кожа, кумарин, душистая смола стиракса. Он напоминает Chanel №5, но значительнее тяжелее и древеснее. Характерно, что сегодня Mais oui мог бы восприниматься как довольно мужской аромат.
Игривый, как щебетание тропических птиц, Ramage соткан из бодрящих нот. В начале жизнеутверждающий лимон, затем петигрин, бергамот, ландыш, пока не воцарятся гиацинт и ирис. Аромат сухой, горький, с альдегидной искрой. И только база приносит прохладу южного леса: амбру, мох, мускус.
Аромат Soir de Paris, воплощающий в себе философию Эрнеста Бо, на протяжении нескольких десятилетий был визитной карточкой дома Bourjois. Это классические вечерние духи, безупречные во всем. В них фруктово-фиалковое начало, стойкое сердце из дамасской розы, жасмина, иланг-иланга и чувственная комбинация мускуса, сандала и ванили в финале.
Каждое ароматическое произведение, в создании которого Веригин принимал участие, отличает индивидуальность, точная идея, вокруг которой строиться композиция. Он не действовал наугад, а искал выражения пережитому опыту. Его вдохновляли жена и дочь, воспоминания о России и многочисленные путешествия. В историю парфюмерии Константин Веригин вошел как подлинный поэт духов, человек, для которого благоуханность была величайшей духовной ценностью.
«Бог радовался своему творению, и не Он ли призывает человека творить красоту во всем? Не образом ли Божиим являются в человеке его творческие силы? Не должен ли он стараться скрыть, изменить все уродливое, окружающее человека, и творчески подчеркнуть красоту мира? И не с человека ли эта красота начинается? Недаром первым проявлением человечности в дикаре было желание украсить себя какими-нибудь погремушками и, по-моему, не только для того, чтобы понравиться другому человеку. Духи же, сотворенные людьми, продолжают божественное творчество. Они сами создают иллюзию жизни и, быть может, даже саму жизнь».
Статью подготовил Шевченко Антон
Мемуары К. Веригина цитируются по изданию: Веригин К.М. Благоуханность. Воспоминания парфюмера. – М.:КЛЕОграф, 1996. – 224 с.