К "Русской шали" из своей коллекции я неоднократно делала подходы, но никак не могла понять, о чем этот аромат. Пробовала носить - не носилось из-за ощущения, что это не мое, хоть и очень красивое. Точно так же в свое время не складывались у меня отношения с павлопосадскими шалями: любовалась, вожделела, но попытки примерить заканчивались печалью, потому что я терялась на фоне пышных ярких роз.
Я расстраивалась, пока не обнаружила, что у Павлопосадской мануфактуры есть еще и шали с узором "турецкий огурец", он же пейсли. Именно такой орнамент украшал первые кашемировые шали, привезенные Наполеоном в Европу. Не то что бы я была похожа на Жозефину, но пейсли стал мне как родной, и я несколько лет носила в качестве головного убора исключительно павлопосадские платки с огурцами.
Недавние морозы заставили меня с ностальгией вспомнить о своем прежнем увлечении, а от него мысль перешла к духам "Русская шаль". В этом аромате мне явно слышатся пачули - а ведь они вошли в европейский обиход вместе с индийскими шалями: пачули изначально использовались как средство от моли. Моль я последний раз видела 20 лет назад, но у меня возникла идея надушить "Русской шалью" подходящую по стилю пашмину: вдруг это приблизит меня к разгадке аромата?
Решение оказалось правильным: как "Русская шаль" заиграла на морозе! Все-таки парфюмеры Северного сияния знали особенности своего климата и умели делать духи, не требующие для раскрытия невыполнимых условий вроде тепла, солнца и горячей кожи. "Русская шаль" отлично ложится на естественные запахи меха и шерстяной пряжи. Ее аромат может уловить даже изрядно замерзший нос. Идеальные духи для жизни в тех краях, где зима длится 5-6 месяцев. Структура у "Русской шали" довольно сложная и гладкая, из нее трудно выхватить отдельные ноты. Пирамиду я бы расшифровала так:
начало - бергамот, гиацинт, земляника, смородина, яблоко;
середина - жасмин, мирт, тубероза, гвоздика;
база - амбра, пачули, кедр, сандал, мускус.
Можно, конечно, воспринимать "Русскую шаль" как абстрактную композицию наподобие "Визави", тем более что "Шаль" создана в тот же период - в начале 1980-х, когда фабрика пыталась уйти от собственных традиций и найти новый стиль. "Русская шаль" действительно не похожа на классику Северного сияния. Но все-таки "Шаль", в отличие от "Визави", передает некие образы - только чтобы их разглядеть, нужно специально сфокусироваться, и холодный воздух помог мне это сделать. Я поняла, о чем рассказывает этот аромат: о зимнем пикнике в сосновом лесу - снег, хвоя, чай из земляничных листьев с медом и лимоном, теплая кожа под пушистым мехом. И яркая шаль, которая греет уже одним своим видом.
Виктория Власова — в прошлом профессиональный журналист, сейчас коллекционер, антиквар, специалист по советской парфюмерии. Живет в Праге, любит путешествовать. Любимые ароматы: "Кремль", "Ленинград", "Рижанка", "Алые паруса".