Духи "Москвичка" старше, чем кажется: фирма Брокар выпускала их еще до революции. Флакон был украшен фигурным рельефом, на этикете была нарисована женщина в роскошном зимнем наряде - шляпа, муфта и воротник ее шубки сделаны из меха горностая. Отнюдь не гимназистка румяная, а судя по мехам - молодая замужняя женщина с высоким социальным статусом.
После революции и национализации выпуск "Москвички" продолжался - изменилась только имя производителя на этикетке, вместо "Брокар" на ней стали печатать "ТЭЖЭ", а флакон и дама с муфтой остались прежними. Понятно, что горностаевая шубка не долго могла красоваться на советском флаконе - максимум до конца НЭПа, и уже к 1930-м "Москвичку" прекращают производить. Но не насовсем: в 1960-х духи с таким названием вновь появляются среди продукции Новой зари, и в этот раз надолго - до начала 1990-х.
Вряд ли аромат "Москвички" сохранился с брокаровских времен - очень уж многое изменилось в парфюмерии к 1960-м, появились новые ингредиенты, поменялись вкусы. Тем не менее, есть что-то такое в пирамиде аромата, что не было характерно для 1960-х и последующих десятилетий, какой-то едва уловимый оттенок ретро - как старинная брошка на вполне современном платье или как лебяжья пуховка. Вероятно, такое ощущение старины дает тонкая пудровая нота - фиалково-ирисовая. Не была ли новая "Москвичка" создана под влиянием воспоминаний о старом варианте этих духов? Увы, сейчас это уже невозможно установить. В дореволюционной рекламе аромат описывается как цветочный - и в советской "Москвичке" тоже чувствуются цветы, но не только они: есть еще зеленые и древесные ноты.
Москвичка. флакон 1960-х
Начало - альдегиды, бергамот, зеленые ноты, гиацинт;
середина - жасмин, гвоздика-цветок, ирис, фиалка;
база - гальбанум, древесные ноты, амбра, мускус.
Несмотря на едва заметное присутствие старины, "Москвичка" Новой зари воспринимается гораздо моложе, чем дама в горностаевых мехах с брокаровкой этикетки. И в целом аромат передает ощущение не зрелой женственности, а юности. Юности не задорной, а нежной и хрупкой: перед нами скорее студентка консерватории, чем спортсменка. Художник-оформитель Новой зари изобразил жительницу столицы как девушку с короткой стрижкой, одетую в открытое летнее платье, с шарфом из воздушного шифона на плечах и букетом роз в руках. Коробка в голубых тонах и матовый флакон простой, но необычной формы идеально подходят для духов "Москвичка" - они создают такое же романтическое настроение, как и сам аромат.
Увы, при все своей гармоничности, это оформление было слишком явно сделано в стиле 1960-х, поэтому со временем ему потребовалась более модная замена. В 1970-х "Москвичку" выпускали в прямоугольной коробке, на одной стороне которой была изображена девушка в длинном сарафане и кокошнике, а на другой - она же в наряде по моде 1970-х: мини-юбка, высокие сапожки, удлиненный жилет. Наверное, эти картинки должны были показать эволюцию москвички - от сидящей в тереме с прялкой до ведущей активный образ жизни с голубем мира в руках. Оба рисунка - условная стилизация под палехскую миниатюру. В таком оформлении "Москвичку" активно отправляли на экспорт.
"Москвичка" в оформлении 70-х
В 1980-х было популярно использовать в дизайне коробок цветные фотографии - полиграфисты научились более-менее качественно обеспечивать цветопередачу при их печати - и коробку "Москвички" украсило фото блондинки с крупными локонами, а сама коробка приобрела окраску под зеленый камень-змеевик.
"Москвичка", флакон 80-х
Как ни странно, портрет конкретной женщины не добавил оформлению характера, а наоборот сделал внешний вид "Москвички" довольно безликим. Интерес публики к этим духам начал ослабевать. И через несколько лет на Новой заре решили поменять концепцию: москвичка ведь потому москвичка, что живет в Москве. Новая - и последняя - коробка была украшена изображениями московских достопримечательностей, сделанными в техники сепии, и золотистым женским силуэтом, таким крошечным, что в нем едва угадывается фигурка в наряде по моде поздних 80-х.
"Москвичка" 90-х годов
Но это новое оформление не спасло "Москвичку" - как впрочем и предыдущее не было причиной падения ее популярности: сам аромат в 1980-х звучал уже неактуально. Пудровые ноты были совершенно не ко времени, а зелень в "Москвичке" лишена той спортивной остроты, которая требовалась от зелени в тот период. Сейчас этот красивый аромат звучит как мягкая женственная классика с заметным привкусом ретро, но если бы его производство возобновили, он вряд ли имел бы успех.
Виктория Власова — в прошлом профессиональный журналист, сейчас коллекционер, антиквар, специалист по советской парфюмерии. Живет в Праге, любит путешествовать. Любимые ароматы: "Кремль", "Ленинград", "Рижанка", "Алые паруса".