О "Красной Москве" уже столько всего написано, что мало что можно добавить. Поэтому я не буду пересказывать историю этого аромата - она есть даже на Википедии, и не буду расписывать пирамиду - ее можно найти на сайте Новой зари. Но мне все-таки есть чем поделиться: расскажу о том, как определить возраст винтажной "Красной Москвы" и как не перепутать ее с современными выпусками.
Если считать винтажом духи возрастом старше 25 лет, то винтажная "Красная Москва" заканчивается в 1991-1992 годах. По идее, граница винтажности должна постепенно сдвигаться - сначала к 1993 году, потом к 1994, и т.д. Но в случае с "Красной Москвой" надо будет взять себя в руки и остановится на выпусках 1998 года: в 1990-х и так слишком много всего поменялось, в том числе и в мире парфюмерных ингредиентов, а в 1998 году российский дефолт разрушил многие и без того расшатанные старые экономические схемы. Так что с началом 2000-х "Красная Москва" стала уже окончательно иной. Ее все еще легко узнать, и ее, безусловно, можно носить, она вполне приспособлена для современной жизни - но она решительно другая.
Говорят, что лучшая "Красная Москва" выпускалась в самом начале своей почти столетней истории. Это сложно проверить - сомнительно, что духи выпуска 1920-1930-х годов могли дожить до нашего времени без фатальных изменений в звучании. Даже экземпляры 1950-х звучат уже совсем не живо. "Красная Москва" из 1960-х производит гораздо лучшее впечатление, но попадается много битых. А вот флаконы из 1970-х и 1980-х практически всегда содержат великолепно сохранившийся аромат (если, конечно, не хранились в экстремальных условиях). Духи 1990-х тоже как правило сохранны, но в них бывают изменения в пирамиде - экономику трясло, ингредиенты то дорожали, то пропадали, парфюмерам приходилось выкручиваться. Впрочем, изменения случались и раньше: встречается "Красная Москва" с отчетливым пудровым, жасминовым, иланговым акцентами. Лично мне больше всего нравится пудровый - и именно он регулярно попадается мне в духах 70-80-х годов.
Говоря о флаконах, прежде всего хочу отметить две важные вещи, которые сразу бросаются в глаза. Во-первых, до середины 1990-х у "Красной Москвы" не было красных пластиковых крышек. Во-вторых, фигурная этикетка в комбинации с винтовой крышкой - это отличительная черта "Красной Москвы" 21 века, у винтажных флаконов фигурная этикетка исчезла до появления бакелитовых крышек.
Самый старый и самый известный флакон "Красной Москвы" был разработан штатным художником Новой зари Андреем Евсеевым. В таком виде - минималистичный декор в виде зубчатой арки, притертая крышка-луковка, красная с золотом этикетка - флакон просуществовал 1980-х годов. Однако с ним происходили небольшие изменения, которые позволяют сегодня с точностью до десятилетия определить возраст духов. Кроме того, Новая заря использовала для "Красной Москвы" несколько других флаконов, которые тоже можно достаточно точно датировать. В моем списке эти флаконы идут по очередности их появления.
Иногда одинаковые флаконы выпускались с разными этикетками - я оговариваю случаи, когда различия в этикетках помогают датировке, но в основном эти виды этикеток существовали одновременно.
Флакон с притертой крышкой (до конца 1950-х)
Фигурная этикетка с логотипом ТЭЖЭ использовалась приблизительно до конца 1950-х годов - сам трест ТЭЖЭ прекратил существование в середине 50-х, но какое-то время наклеивали старые этикетки. Тиснение на этих этикетках имеет рельеф. Бодрюш закреплен красным бантом. Коробка с бело-золотым узором на красном поле, овальная в сечении, с кисточкой.
Флакон с притертой крышкой (середина 1950-х до конца 1960-х)
Фигурная этикетка без лотогипа, только название "Духи Красная Москва" или "Одеколон Красная Москва" использовалась с середины 1950-х до конца 1960-х. Тиснение на этикетке рельефное, бодрюш с красным бантом. Коробка красно-бело-золотая, овальная в сечении.
Флакон-пробник 11 мл (1920-е - 1950-е)
Флакон-пробник, квадратный в сечении, с притертой крышкой черного цвета, объем 11 мл. С 1920-х до середины 1950-х, без коробки.
Флакон-пробник 9,5 мл ( 1920-е - 1950-е)
Флакон-пробник в форме плоской фляжки, с фигурной притертой пробкой, объем 9,5 мл. С 1920-х до середины 1950-х, без коробки.
Флакон-пробник 9 мл (1950-е - 1980-е)
Флакон-пробник объемом 9 мл. с белой целлулоидной крышкой, использовался с середины 1950-х до конца 1980-х, без коробки, с разными вариантами этикеток.
Миниатюра из набора "Фестиваль в Москве" (1950-е - 1960-е)
Флакон-миниатюра в квадратиках в составе набора "Фестиваль в Москве" - для "Красной Москвы" использовался с конца 1950-х до конца 1960-х.
Миниатюра из набора "Фестиваль в Москве" (1950-е - 1970-е)
Флакон-миниатюра в фигурном флаконе в составе набора "Фестиваль в Москве" - для "Красной Москвы" использовался с конца 1950-х до конца 1970-х.
Миниатюра с бакелитовой крышкой (1960-е - 1970-е)
Флакон-миниатюра с закругленной бакелитовой крышкой - с середины 1960-х до конца 1970-х, в основном шел на экспорт.
Миниатюра из набора "Подарок из Москвы (1960-е - 1970-е)
Флакон-миниатюра веерообразной формы - в составе набора "Подарок из Москвы", с середины 1960-х до середины 1970-х.
Флакон с притертой крышкой (1970-е - 1980-е)
Флакон с притертой крышкой и красной квадратной этикеткой с золотым зубцом - с начала 1970-х до середины 1980-х. Бодрюш закреплен красной ниткой. У этикетки два варианта оформления - с золотым контуром и без, выпускались одновременно до конца 1970-х, в 1980-х остался вариант с золотым контуром. Коробка - прямоугольная пачка, окрашенная в алый и оранжевый цвета с рисунком в виде маленького золотистого зубца по центру.
Флакон с бакелитовой крышкой (1970-е - 1980-е)
Флакон стандартной ширины с белой бакелитовой винтовой крышкой и квадратной этикеткой - с начала 1970-х до конца 1980-х. Коробка - прямоугольная пачка, окрашенная в алый и оранжевый цвета с рисунком в виде маленького золотистого зубца по центру.
Флакон-миниатюра 17 мл. (1970-е - 1980-е)
Флакон-миниатюра объемом 17 мл. с белой бакелитовой крышкой - с начала 1970-х до конца 1980-х, продавался в коробке-пачке.
Одеколон для парикмахерских (1970-е - 1980-е)
Одеколон для парикмахерских в больших циллиндрических бутылках - с 1970-х по 1980-е.
Флакон с винтовой крышкой ( 1970-е - 1980-е)
Флакон стандартной ширины с пластиковой винтовой крышкой с золотым напылением - с конца 1970- до конца 1980-х.
Миниатюра из набора "Наша марка" (1970-е - 1980-е)
Флакон-миниатюра циллиндрический - входил в набор "Наша марка", выпускался с 1970-х до начала 1980-х.
Флакон прямоугольной формы (1970-е - 1990-е)
Флакон прямоугольной формы с покатыми плечами, но более узкий, чем стандартный - с середины 1970-х до середины 1990-х.
Флакон из сувенирного набора к Олимпиаде-80
Флакон стандартный прямоугольный с покатыми плечами, золотистая (или серебристая) крышка-луковка - специальный выпуск к Олимпиаде-80, входила в состав сувенирного набора.
Миниатюра с зубчиками (1990-е)
Флакон-миниатюра с фирменными зубчиками, но имещий в сечении сплюснутый шестиугольник - 1990-е.
Фигурный флакон (1990-е)
Флакон фигурной формы с красной пластиковой крышкой - вторая половина 1990-х.
С середины 1990-х Новая заря экспериментировала с флаконами разных форм - вся "Красная Москва", выпускавшаяся в других флаконах, чем перечисленные выше - это все вторая половина 1990-х. В это время, кстати, пользуясь правовой неопределенностью, "Красную Москву" выпускали и бывшие республиканские фабрики.
В 2000-х Новая заря решила снова использовать старый дизайн - прямоугольник с покатыми плечами, зубчатый рисунок. Но, естественно, переформатировала их под новые технологии - другое стекло, другие крышки, этикетки без рельефа. Появились новые концентрации и продукты - парфюмированная вода, дезодорант. Часть флаконов выпускалась с пульверизатором (чего абсолютно точно не было в винтажных).
Коробки "Красной Москвы" тоже менялись со временем.
Флаконы с фигурной красно-золотой этикеткой паковались либо в красные картонные коробки с бело-золотым орнаментом, имевшие овальное сечение - либо в составе набора в подарочную коробку, обтянутую красным атласом. Эти два вида коробок перестали выпускать одновременно со сменой этикеток в конце 1960-х.
Коробка - прямоугольная пачка, одна половина окрашена в алый, вторая - в оранжевый цвет. По центру, на границе цветов - рисунок в виде маленького золотого двузубца. Этот дизайн использовался с начала 1970-х до конца 1990-х. В ней продавались как средние флаконы (17 мл), так и большие - и с винтовыми крышками, и с притертыми.
Коробка-пачка с фотографией Собора Василия Блаженного - выпускалась в 1980-е. Сочетание с флаконами такое же, что и у красно-оранжевой пачки - в нее паковались большие и средние объемы с любыми крышками, но притертая в такой коробке встречается гораздо реже.
Вообще коробки иногда могут помочь с определением возраста даже лучше, чем флаконы - благодаря напечатанным на них датам. У коробок-пачек точная дата выпуска духов указывалась на внутренней стороне одного из клапанов. Римские цифры обозначают месяц, арабские - год. Цифры или напечатаны цветной краской, или рельефно выдавлены - в последнем случае их сложнее заметить.
С узорчатыми коробками чуть сложнее - по ним можно определить не реальную дату выхода, а только самую раннюю из возможных для этого флакона. На коробке указывали дату изготовления самой коробки - а коробка не могла быть младше флакона. Т.е. если коробка, к примеру, 1962 года - то флакон с духами или этого же года, или чуть младше.
Виктория Власова — в прошлом профессиональный журналист, сейчас коллекционер, антиквар, специалист по советской парфюмерии. Живет в Праге, любит путешествовать. Любимые ароматы: "Кремль", "Ленинград", "Рижанка", "Алые паруса".