«La Rose Jacqueminot» — первые духи, которые Франсуа Коти создал в 1904 году. И сразу получился шедевр. Потом уже были другие великие его духи: «Chypre», «Emeraude De Coty», «L'Origan», «Ambre Antique», «Styx»… Он был бесконечно талантлив, трудолюбив и создавал разные, непохожие друг на друга, оригинальные ароматы, манящие и вожделенные.
Но в России самым популярным его твореньем стало первое: «La Rose Jacqueminot». «Chypre» и «L'Origan» пытались соперничать, но проигрывали.
Куст пышных роз, расцветший в заброшенном и заросшем осеннем саду. Горечь, холод и влага доминируют над сладостью цветов. Изысканный аромат, сложный. И грустный. Последние розы прошедшего лета. Франсуа Коти сумел уловить аромат именно последних роз, с отчаянием обреченного цветущих среди холодного мрачного сада, среди запаха мокрой коры и опадающих листьев. Роз, которые ластятся к редким солнечным лучам и трепещут под холодным ветром, но еще держатся, еще благоухают. И очень скоро эти розы станут воспоминанием... Они уже почти в прошлом. Они знают об этом.
Розу с названием «Генерал Жакмино», давшую имя парфюму, я никогда не нюхала. Может, именно так она и пахнет. Осенней розой, последней розой.
Почти на равных с розой в парфюме ощущается аромат гвоздики. Причем кажется, что сразу и цветок, и пряность. Фон — дубовый мох, очень горький, очень свежий, идеальный. И травы: точно – лаванда, причем холодная, остальные травы лично я не могу узнать, просто чувствую их свежесть и горечь. Когда аромат раскрывается, ощущаются ноты фиалки и гелиотропа. И фиалка, и гелиотроп — сладковато-пудровые. Но все вместе удивительным образом создает аромат осеннего сада.
Так пахнет «La Rose Jacqueminot» в версии 20-х годов, которую мне удалось попробовать у знакомой коллекционера.
Я так искала «La Rose Jacqueminot» и именно этого периода, потому что я написала книгу о Вере Холодной, и я знала, что это были ее любимые духи.
Веру Холодную называли «королевой крана», «кинокрасавицей». Звезды такого масштаба в России больше не было никогда. У каждой последующей была соперница. У Веры Холодной соперниц не было. Каждый фильм, в котором она играла, становился событием. Открытки с ее фото расходились тысячами. Ее наряды пытались копировать. А ее духи… И вот Софья Васильевна, ее младшая сестра, вспоминала, что любимые духи Верочки были “Роз Жакмино” (причем она написала с ошибкой – «Роз ЖаНмино») и “Кеши” Аткинсона. Когда Вера смешивала духи на коже, получался только ее собственный запах, нежный, розовый, но с сильной горечью. Грустный аромат. Меланхоличный. Очень подходящий к ее неизменно печальному взгляду: она смотрела так, словно предвидела свою раннюю смерть…
Поскольку оба названия были даны на русском языке, относительно легко нашлись популярные «La Rose Jacqueminot» Coty. Я не знаю, дожила ли Вера Холодная, скончавшаяся от испанки 16 февраля 1919 года, в возрасте двадцати шести лет, до этого выпуска, но в любом случае он был близок к ней, к ее жизни, в хорошей сохранности.
А вот с «Кеши» было сложнее. Знатоки винтажей предположили, что это «Catchy», но не Atkinsons, или это был какой-то очень лимитированный выпуск (тогда случалось, на волне хорошего урожая чего-либо, или если духи не пользовались популярностью, их быстро снимали, вот и получался лимитированный выпуск). Но, в общем, мне удалось попробовать «La Rose Jacqueminot» Coty. И непонятно чьи винтажные «Catchy» (хотя возможно, вот они уже к Вере никакого отношения и не имели, и сестра ее имела в виду что-то совсем другое, и правильно назвала производителя – Atkinsons – и неправильно сами духи).
Но вернемся к нашему шедевру.
«La Rose Jacqueminot» ценили и мужчины.
Писательница Надежда Лохвицкая (известная под псевдонимом Тэффи) вспоминала о писателе Александре Куприне: «Любил духи «Роз Жакемино» до блаженной радости. Если надушить этими духами письмо, будет носить его в кармане без конца».
Михаил Кузьмин, поэт и писатель, образованнейший человек, но при этом мистик, утонченный эротоман, сильно душился «La Rose Jacqueminot». Сначала знакомые ощущали запах духов, и уже по нему понимали, что Кузьмин тоже присутствует в гостях или в ресторане. Федор Сологуб высмеял это пристрастие в стихотворении 1913 года:
Мерцает запах розы Жакмино,
Который любит Михаил Кузмин.
Огнем углей приветен мой камин.
Благоухает роза Жакмино.
В углах уютных тихо и темно.
На россыпь роз ковра пролит кармин.
Как томен запах розы Жакмино,
Который любит Михаил Кузмин!
Великая русская модельер Надежда Петровна Ламанова после Революции, во время всеобщего панического бегства, осталась в СССР. Работала костюмером в театре Вахтангова. И единственное, чего ей мучительно недоставало, это любимых духов. В молодости она пользовалась только «Cuir de Russie» — правда, неизвестно, чьего производства, потому что знаменитых духов Chanel тогда еще не существовало. Но потом, в расцвете своего мастерства, во время поездок в Париж за материалами и отделкой, Ламанова открыла для себя Coty и с тех пор ценила только его, предпочитая три аромата: «L'Origan», «Emeraude» и, конечно, «La Rose Jacqueminot». После революции Ламанова была «невыездная», но ее подруга, скульптор Вера Мухина, выезжавшая в Париж в 1928 и 1937 годах, привозила ей флаконы с любимыми духами.
Весной 1941 года Надежда Петровна сказала: «Я скоро умру. У меня осталось всего несколько капель Coty… Когда флакон опустеет – я умру».
Умерла она 15 октября 1941 года. Немцы шли на Москву, проводилась паническая эвакуация, а Надежда Петровна опоздала и театр уехал без нее. В сопровождении младшей сестры, Марии Петровны Терейковской, она пошла к Большому театру, надеясь, что они ее заберут, но по пути Ламановой стало нехорошо, она присела на лавочку и скончалась. В ее сумке сестра нашла флакон, на дне которого оставалось еще немного духов. Самое ценное Ламанова взяла с собой. Но которые из трех любимых духов это были – неизвестно.
Елена Прокофьева родилась в Москве, обожает Петербург, любит Тоскану, Прованс и Блуа. Интересуется историей городов, людей и вещей. Постоянный автор журнала «Gala-Биография». Писатель, выпустивший целый ряд биографических и художественных книг. Парфюмерией очарована с раннего детства. В равной степени ценит винтажи и удачные современные парфюмы. Любимые ноты: тубероза, жасмин, бессмертник и кожа.