Любимая столица встречается сейчас крайне редко и почти не фигурирует в воспоминаниях очевидцев, потому что Новая заря производила ее очень недолго - весь выпуск уложился в рамки 1960-х. И хотя в СССР вся парфюмерия выпускалась огромными тиражами, такой короткий срок сильно сказывается на количестве флаконов, дошедших до наших дней. К тому же у этих духов был очень "носибельный" аромат, одинаково подходящий и для торжественных случаев, и на каждый день, поэтому "Столицу" не хранили как украшение интерьера, а использовали по прямому назначению, так что сегодня "Любимая столица" - большая редкость.
Стилистически "Любимая столица" продолжает линию послевоенных ароматов-антидепрессантов - ее аромат вызывает явственное ощущение солнечного летнего дня и распахнутых дружеских объятий. Недаром советский парфюмер Р. Фридман писал в своих книгах о важном свойстве ароматов управлять настроением человека - похоже, парфюмеры Новой зари в послевоенное время использовали наработки ароматерапии, поэтому в облаке "Любимой столицы" нет места ни грусти, ни теням прошлого.
Начало - флердоранж, жасмин, зелень, свежие персики, альдегиды;
середина - пачули, цветы винограда, ирис;
база - бензоин, цибетин, кедр, ветивер, амбра.
Красивый аромат, обманчиво-простодушный, а в действительности сложный и многогранный. Думаю, он не остался надолго в истории Новой зари только потому, что не был у фабрики одним-единственным в этом направлении: слишком много общего у него с "Жемчугом", "Аметистом", "Новой зарей", "Поэзией". "Столица" звучит богаче каждого из них - и потому, скорее всего, оказалась дороже в производстве. К тому же у нее был непростой в изготовлении флакон - пожалуй, именно он выводит "Любимую столицу" из обычных редкостей в разряд музейных.
Неизвестно, кто из художников-оформителей Новой зари был автором этого флакона, но я уверена, что на него очень повлияло творчество Рене Лалика - конечно, речь идет не об украшениях и стекле ар нуво, а о более поздних работах направления ар-деко и в целом о технологии. Флакон "Столицы" - это образец высокого стиля, и в нем чувствуется рука настоящего мастера. Взять хотя бы то, как художник использовал сочетание матированного и прозрачного стекла. Такая комбинация всегда делает флаконы интереснее, но автор флакона "Любимой столицы" добился необычного эффекта. Разместив на полностью матовой поверхности только одну маленькую прозрачную звездочку - ровно в середине каждой стороны флакона - он заставил эту прозраную деталь буквально светиться. Из-за цвета духов звездочка кажется золотой. Неудивительно, что этот флакон вызывает ажиотаж во время своего редкого появления на аукционах.
Коробка "Любимой столицы" украшена изображением самой главной московской достопримечательности советского периода - мавзолея Ленина, из-за которого выглядывают Кремлевская стена и купол Сенатского дворца. Оформление советской парфюмерии очень часто несло пропагандистскую нагрузку, но настолько агитационный характер имели лишь единичные образцы - и от них начиная с 1970-х стали избавляться, отказываясь от социалистического пафоса в пользу большей человечности. Поэтому "Поэзия", "Жемчуг" и "Аметист" остались еще на долгие годы, а "Любимая столица" ушла вместе с 1960-ми.
Виктория Власова — в прошлом профессиональный журналист, сейчас коллекционер, антиквар, специалист по советской парфюмерии. Живет в Праге, любит путешествовать. Любимые ароматы: "Кремль", "Ленинград", "Рижанка", "Алые паруса".