В названии этого аромата не присутствуют слова "Москва" или "московский", но сразу ясно, что он посвящен столице: Кремль - сердце Москвы.
В воспоминаниях большинства духи и одеколон "Кремль" - это в первую очередь не аромат, а флакон в виде башенки со стеклянной крышкой. Многие мечтали заполучить такой флакончик, представляя, как хорошо он впишется в игры про драконов и принцесс, но взрослые сами не прочь были им любоваться и подолгу держали на полках сервантов. И сейчас покупатели винтажных духов часто приобретают "Кремль" исключительно из-за необычного оформления.
Флакон изображает кремлевскую башню, но у него нет полного сходства ни с одной из них. Из 20 кремлевских башен круглые в сечении только три: Москворецкая, Арсенальная, Водовзводная. Москворецкая не подходит на роль модели для этого флакона, у нее другой силуэт, шатровая часть слишком узкая. По пропорциям на флакон похожа Арсенальная, но детали флакона явно списаны с Водовзводной: в нижней части - крупный рельеф, а в средней - окна-бойницы. Правда, на крышке флакона нет звезды, которая венчает Водовзводную башню - но на ней звезда появилась лишь в 1937 году, а "Кремль" создан в 1930-м. Этим, кстати, объясняется, почему флакон изображает не Спасскую башню, а какую-то другую - тогда еще не было культа Спасской как главной башни Кремля.
Вообще Кремль до середины 1930-х был лишен того пафоса, атмосфера которого окутает его впоследствии и достигнет наибольшей плотности к 1980-м. Поэтому и аромат духов "Кремль" так не вяжется с коммунистической патетикой, нет в этом аромате ни капли зубосводящего кремлевского официоза. В этот аромат вложен совершенно другой смысл: Кремль в нем - не резиденция правительства первой коммунистической страны в мире. Он не про красные кирпичные стены, не про съезды КПСС, не про тяжкое бремя руководства огромным государством. "Кремль" - про белые камни Соборной площади. Про итальянское Возрождение, которое проглядывает в каменном кружеве Грановитой палаты, Успенского и Архангельского соборов, колокольни Ивана Великого. Про синее небо с облаками, которое виднеется в просветах между стенами зданий. Про тот простор, который открывается с самой высокой точки кремлевского холма, а также про цветы и деревья, которыми были засажены его склоны в начале 20 века - когда, еще до Революции, Кремль был у москвичей любимым местом для прогулок.
Во флаконе "Кремля" - прекрасный московский август с первыми яблоками и пышными розами.
Начало - бергамот, зеленые ноты, розы;
середина - жасмин, яблоки, гвоздика (цветок), розы;
база - кедр, амбра.
Авторство этого аромата принадлежит легендарному создателю "Красной Москвы" Августу Мишелю - французскому парфюмеру, приехавшему в Россию еще в 1908 году. В качестве главного парфюмера Новой зари Август Мишель много сделал для возрождения отечественной парфюмерной промышленности после революции - он был не просто носителем высокой дореволюционной традиции, а еще и представителем самой сильной в мире парфюмерной школы, французской. Поэтому совершенно неудивительно, что в стране, буквально вчера оправившейся от разрушительных последствий гражданской войны, вдруг стали выпускать духи высокого класса.
"Кремль" выпускался долго - до середины 1990-х. В 1970-х параллельно с флаконами-башенками использовался и другой дизайн - прямоугольные флаконы простой формы с геометрическим рельефом. Это новое оформление, скорее всего, было вдохновлено строительством Кремлевского Дворца съездов - современного здания в торжественном, но лаконичном стиле. Некоторым коллекционерам кажется, что в новом флаконе и аромат был немного другим - но его совершенно точно не реформулировали, а разница, скорее всего, вызвана большим возрастом винтажей и колебаниями в качестве природного сырья, что не редкость в парфюмерии.
В советских парфюмерных каталогах "Кремль" причисляется к мужским ароматам - остается только удивляться тому, как сильно изменилось гендерное разделение в парфюмерии. В 1930-х, 40-х и даже в начале 50-х нормы ежедневной гигиены были заметно другими, чем сейчас - обычным делом был не душ два-три раза в день, а баня раз в неделю. Поэтому от мужской парфюмерии ждали прежде всего освежающего эффекта: она должна была скрывать или смягчать естественные запахи тела, а также табака, алкоголя, бензина, кожаных сапог и т.п. Обещанные каталогами розы с плантаций Кавказа и Крыма в пирамиде "Кремля" неплохо справлялись с этой задачей. А в 1950-х жизнь заметно изменилась: хрущевки с их отдельным санузлом на каждую семью очень повлияли на бытовые привычки, парфюмерия стала восприниматься уже не как средство гигиены, а скорее как украшение - уместное на женщине больше, чем на мужчине, особенно если в духах преобладают цветочные ноты. Поэтому уже в 1970-х продавцы-консультанты в магазинах рекомендовали "Кремль" как женский аромат.
Но своим долгожительством "Кремль" был обязан все-таки не тому, что розы в сочетании со свежими зелеными нотами актуальны в любые времена, а своему внешнему виду: кремлевская символика - помимо флакона-башни была еще роскошная коробка с красно-золотым Кремлем - делала эти духи и одеколон идеальным протокольным подарком для иностранных дипломатов и гостей СССР. Зарубежные туристы с удовольствием увозили стеклянные башенки в качестве сувенира.
Виктория Власова — в прошлом профессиональный журналист, сейчас коллекционер, антиквар, специалист по советской парфюмерии. Живет в Праге, любит путешествовать. Любимые ароматы: "Кремль", "Ленинград", "Рижанка", "Алые паруса".