Знаковый флакон парфюмерного дома Prince Matchabelli не имеет прямого отношения к главному предмету моего увлечения - советской парфюмерии, но этот тот случай, когда и косвенных связей достаточно, чтобы добавить его в свою коллекцию.
Начать хотя бы с того, что он изображает геральдическую корону князей Российской империи. Такая корона присутствовала на гербах старых русских княжеских родов - Волконских, Барятинских, Одоевских, Горчаковых, Юсуповых, да всех! А после присоединения Грузии к Российской империи грузинским аристократическим родам также были пожалованы новые гербы на основе самобытных. Род Мачабели получил герб с княжеской шапкой - короной, отороченной понизу горностаевым мехом. У короны-шапки три видимые дуги, украшенные жемчугом, место их соединения венчает круглая держава с крестом.
Род Мачабели считался не очень старым, но владел значительными территориями. Представители его прославились главным образом на военном поприще, хотя были среди них и писатель - Иван Георгиевич Мачабели. Oснователь бренда Prince Matchabelli, Георгий Васильевич Мачабели, приходился писателю племянником.
Георгия Мачабели с юности был деятельным борцом за независимость Грузии - участвовал в тайных переговорах с Германией и Турцией, организовывал поставки оружия грузинским национал-патриотам. Когда Грузия после окончания Первой мировой войны ненадолго стала самостоятельным государством, Мачабелли отправился в качестве грузинского посла в Италию. Но в 1921 году Грузия присоединилась к Советскому Союзу, а князь проявил осмотрительность и не стал возвращаться на родину - в 1923 году вместе с женой он переехал в США. К тому моменту он уже несколько лет был женат на итальянской актрисе Норине Гилли, до замужества снимавшейся в немых фильмах под псевдонимом Мария Карми.
Идея открыть парфюмерное производство пришла княжеской чете далеко не сразу: по переезду в Америку Мачабели занялись продажей антиквариата, а духи князь Георгий делал в качестве хобби. Сначала для себя и друзей, потом для более широкого круга знакомых, и к 1926 году стало ясно, что увлечение можно превратить в бизнес, благо Мачабели не был дилетантом по части химии: он получил инженерное образование в этой области.
Идея флакона в виде короны принадлежала княгине. В стекле ее идею воплотил дизайнер грузинского происхожения Джордж Коби. В честь княгини были названы и первые два аромата: Ave Maria и Princess Norina.
Как парфюмер Георгий Мачабели был необычайно плодовит: до 1936 года, когда бренд был продан компании Saul Ganz, под маркой Prince Matchabelli вышло около 30 ароматов. Князь Мачабели скончался за год до продажи основанного им парфюмерного дома, а еще двумя годами ранее, в 1933 году, супруги разошлись - вполне вероятно, причиной послужили религиозные увлечения княгини: она стала последовательницей индийского мистика Мехер Баба.
Самый первый флакон Prince Matchabelli был выполнен в виде короны, стоппером служил крест на державе. Позднее использовались также другие варианты дизайна, но при жизни основателя компании все они обыгрывали геральдические мотивы. Корона красовалась и на логотипе Дома.
Что интересно, Мачабели не были единственными, кто использовал для оформления парфюмерии российскую княжескую корону - точно такая украшала продукцию модного дома IRFE, основанного Ириной и Феликсом Юсуповыми. Правда, флаконы для духов IRFE выглядели гораздо более традиционно и сдержанно, княжеская корона присутствовала только в виде логотипа. Пожалуй, на фоне элегантных юсуповских флаконов мачабелевские смотрятся эдаким американским китчем, но Мачабели очень точно попали в струю "ревущих двадцатых", что обеспечило им продолжительный коммерческий успех.
Уловив модные тенденции своего времени, Мачабели добавили ярких красок в оформление флаконов: для некоторых ароматов использовалось цветное стекло с золочением. Следующие владельцы бренда тоже не отказывались от яркости, но поздние флаконы не отливались целиком из цветного стекла, а раскрашивались поверх обычного. Еще одно отличие поздних флаконов - гладкие винтовые крышки. Т.е. стеклянные стопперы и винтовые крышки в виде короны встречались и в 50-х, но при жизни Мачабели точно не было гладких (равно как и пластиковых) колпачков - только рельефные металлические.
Мне давно хотелось поставить на полку своего "коллеционного" шкафа корону Matchabelli, не обязательно большую, но принципиально с притертой пробкой. Желательно из такого выпуска, когда были соблюдены пропорции и было видно, что она увенчана круглой державой, потому что в поздних версиях геральдическая точность несколько пострадала. И вот у меня появилась такая корона.
Флакон из моей коллекции сделан из бесцветного, тонкого, очень легкого стекла. Потрясает качество отливки - четкие рельефные детали. На нем нет следов золотой краски, но я не знаю, стерлась ли она от времени или ее вообще не было: несколько ранних ароматов выпускались в полностью прозрачных флаконах. На донышке есть этикетка - Grace Moore. Духи, посвященные американской оперной певице и актрисе Грейс Мур, Prince Matchabelli выпустил в 1934 году. Как раз в это время Грейс Мур находилась в зените своей славы: в 1934 подписала контракт со студией Columbia pictures, а в 1935 ее номирировали на Оскар за лучшую женскую роль в фильме "Одна ночь любви".
К сожалению, в 1939 Грейс Мур перестала сниматься в кинофильмах. Подозреваю, что духи в ее честь прекратили выпускать примерно в то же время, если не раньше - судя по тому, что князь Мачабели называет источником вдохновения песню из первого фильма, снятого Коламбия Пикчерс с участием Мур, выпуск этих духов был частью рекламной компании.
К сожалению, мне этот флакон достался совершенно пустым. Но вокруг горлышка и на стоппере сохранились следы духов - запах едва уловимый, очень тонкий, сладковатый со специями.
Пресса и рекламные публикации тех лет описывает аромат очень расплывчато: богатый, пряный (spicy), дразнящий и сводящий с ума. Женственный с намеком на темперамент (feminine with a touch of a vixen). Более конкретного описания найти не удалось ни в старых источниках, ни у современных пишущих коллекционеров. Может быть, Мачабели было известно, что когда Мур в 1923 году выступала в музыкальном ревю с песней "An Orange Grove in California", в зале театра распыляли духи с ароматом апельсиновых цветов - и парфюмер мог бы ввести в пирамиду флердоранж? Одно точно: если бы духи были моноароматом, критика отметила бы этот факт. Вообще Мачабели не чурался цветочных ароматов - у бренда были духи "Королевская фиалка", "Сирень", "Королевская гардения", "Грузинская гвоздика", "Ландыш". Следовал они также и парфюмерной моде на восточные ароматы, создав Arabique и Empress of India. Были у него и амбровые духи - например, "Королевская амбра". Конечно, размышления о том, каким мог быть аромат Grace Moore, совершенно бессмысленны. Но боюсь, это единственное, что остается: я практически не верю в то, что можно найти флакон этих редких довоенных духов с полностью сохранившимся содержимым.
Виктория Власова — в прошлом профессиональный журналист, сейчас коллекционер, антиквар, специалист по советской парфюмерии. Живет в Праге, любит путешествовать. Любимые ароматы: "Кремль", "Ленинград", "Рижанка", "Алые паруса".