Свое отношение к солифлорам с запахом сезонных цветов - нарциссов, ландышей, гиацинтов, незабудок, липы - я могу выразить переиначенной фразой из анекдота: "Так - люблю, а носить - нет". Исключение составляет лишь сирень, а среди сиреней моя самая любимая - "Белая сирень" Северного сияния.
Духи "Белая сирень" не были первым сиреневым ароматом в отечественной парфюмерии - еще до Октябрьской революции их выпускалось около десятка разными производителями. Просто "Сирень", а также "Дивная сирень", "Сирень цветущая", несколько "Махровых" и "Персидских". Даже "Белая сирень" уже была – одна у "Сіу и Ко", другая у "А. Ралле и Ко".
В первые годы Советской власти этот цветок тоже не выходил из моды - широко рекламировались духи и одеколоны "Сирень". И после Великой отечественной войны не было недостатка в парфюмерии с сиреневым запахом: ее делали Новая заря, Харьковская фабрика, Николаевский комбинат, Дзинтарс; у Северного сияния помимо "Белой" была еще просто "Сирень" (духи, одеколон, туалетная вода), а также "Махровая сирень" (духи и одеколон). Но ленинградская "Белая сирень" всегда оставалась королевой сиреневых ароматов - возможно, потому что в этих духах был очень точно передан запах свежего букета из обыкновенной белой сирени, а не каких-нибудь экзотических сортов. Белые упругие грозди, влажные после ночного дождя, зеленые листья и терпкая древесина сломанных веток (сирень ведь не срезают, а ломают) - вот и все содержимое флакона, его и пирамидой называть неловко. Аромат раскрывается сразу, и на протяжении всего звучания это один и тот же узнаваемый букет сирени, но как если бы мы подходили к нему в течение дня: в разные моменты ощущения чуть отличается. Он то влажнее, то суше; в нем больше то зеленой горечи, то цветочной сладости; то он акварельно-прозрачный, то слегка запудренный - первое впечатление абсолютной простоты оказывается обманчивым.
Раз в год, незадолго до начала цветения сирени, у меня случается "сиреневое безумие" - неделю, две, а то и три я ношу только "Белую сирень". Не люблю экономить парфюмерию, поэтому даже при таком редком использовании приходится думать о запасах - и вот решив их пополнить, я недавно прошлась по местам продажи винтажей. На одном аукционе мне попалось на глаза нечто, после чего сразу захотелось сделать такую же шпаргалку по "Белой сирени", какую я недавно написала для "Красной Москвы".
В принципе, эта шпаргалка не нужна тому, кто покупает "Белую сирень" ради ее аромата и для того, чтобы носить: в этом случае важнее не датировка флакона, а состояние жидкости. Если духи не испорчены, то чем они темнее, тем сильнее будет пикантный подтон - ванили, корицы, фиалки или кумарина - что по большому счету не портит аромат, но уводит его в сторону от свежесорванного букета белой сирени. Сильно выпаренные, коньячного цвета духи из старых флаконов пахнут очень близко к "Рижской сирени". Хотя у меня в коллекции есть притертые флаконы разных годов выпуска, носить я предпочитаю духи из простых винтовых - именно в них аромат сирени лучше всего сохраняет свою влажную свежесть.
Так что подсказка по датировке "Белой сирени" пригодится скорее тому, кто хочет приобрести ее для коллекции или определить возраст уже имеющегося флакона.
Большую часть времени, с 1940-х по начало 1980-х, "Белая сирень" выпускалась в одних и тех же горизонтально вытянутых прямоугольных флаконах с тяжелым стоппером в форме веера. Поэтому для определения возраста очень важна этикетка на флаконе, причем каждая из них строго сооветствовала определенному дизайну коробки.
1947 — начало 1960-х
С 1947 до начала 1960-х годов "Белая сирень" выпускалась с прямоугольной этикеткой, напечатаной в две краски - золотистой и темно-зеленой. Коробка для духов в этот период картонная откидная, с ложементом из атласа, с цветным изображением белой сирени, сделанным рельефной печатью. Крышка коробки для духов была темно-бордовой, а для парфюмерного набора - золотого цвета. В самых ранних выпусках к крышке парфюмерного набора с внутренней стороны приклеено небольшое зеркало, вокруг зеркала крышка задрапирована шелком. В парфюмерный набор входили духи, одеколон и пудра. Пудра - в овальной коробке бордового цвета с веткой сирени на крышке. На этих коробках дата выпуска не указывалась, но с конца 1950-х ее стали печатать на оборотной стороне этикетки флакона. Т.е. если дата на флаконе отсутствует - это конец 1950-х и первая половина 1960-х.
1960-е — конец 1970-х
С 1960-х и до конца 1970-х флакон остается прежним, а этикетка превращается в узкую золотую полоску, приклеенную в верхней части со смещением в сторону. Коробка того периода картонная, стоячая, со снимающейся крышкой. Крышка коробки белая, а изображение цветочной грозди стилизовано по моде 1960-х и сделано в серых тонах. Парфюмерный набор в такой же коробке, он включает только духи и одеколон. Дата выпуска на этих коробках не указывалась, но с 1976 года печатался номер ТУ (техническое условие, дополнение к ГОСТу).
Начало 1970-х — середина 1980-х
С начала 1970-х до середины 1980-х флакон остается прежним, а этикетка становится прямоугольной, серо-синей, с изображением белых цветов по нижнему краю. Коробка по-прежнему картонная, вертикальная, но теперь украшена не рисунком, а фотографией белой сирени. Парфюмерный набор в такой же коробке, в нем одеколон и духи. На дно этой коробки почти всегда ставили дату выпуска.
Середина 1970-х
Приблизительно в середине 1970-х появляется новый дизайн притертого флакона - теперь у него более современная вытянутая форма, сужающаяся к низу. Этикетка овальная - может быть золотистой или сине-белой, цвет и форма этикетки не так важны, потому что этот флакон выпускался недолго, до середины 1980-х. Коробка серебристого цвета с рельефным тиснением, прямоугольная, вытянутая, со снимающейся крышкой и пластмассовым дном. Дата выпуска указывалась на верхнем клапане коробки.
1970-е — 1980-е
"Белую сирень" в винтовых флаконах Северное сияние стало выпускать в 1970-х. Сначала использовалась та же модель, что и у нового дизайна с притертой крышкой, только стоппер заменили бакелитовым колпачком. В этот же флакон разливались и многие другие ароматы Северного сияния. В этом флаконе "Белая сирень" продавалась и в 1980-х - точная дата выпуска всегда печаталась на верхнем клапане коробки-пачки.
Конец 1970-х — начало 1990-х
С конца 1970-х до начала 1990-х "Белую сирень" стали разливать в еще одну разновидность винтового флакона - прямоугольник с рельефными полосами в нижней части. Этот флакон также использовался для многих других духов Северного сияния. Точная дата производства указывалась на клапане коробки-пачки.
Притертые флаконы "Белой сирени" 1940-1960-х годов довольно плохо удерживали испарение, несмотря на внушительный с виду бодрюш - все экземпляры этого периода, которые мне довелось увидеть, имели очень темное содержимое, и, главное, его всегда было меньше половины. Духи из флаконов с золотыми этикетками дожили до наших дней в лучшей сохранности, хотя тоже склонны к выпариванию. Зато духи из наименее мне симпатичных коробок-"восьмидесятников" с фотографией на крышке часто почти не выпарены. Получается, что чем старше флакон и выше его коллекционная ценность, тем хуже потенциальная сохранность духов. Но на радость парфманьякам сохранилось достаточно много винтовых флаконов с идеальным содержимым.
Виктория Власова — в прошлом профессиональный журналист, сейчас коллекционер, антиквар, специалист по советской парфюмерии. Живет в Праге, любит путешествовать. Любимые ароматы: "Кремль", "Ленинград", "Рижанка", "Алые паруса".