Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский в балете «Призрак Розы»
После окончания Театрального училища в 1902 году Карсавина была зачислена в кордебалет Мариинского театра. И опекать ее стала всесильная Матильда Кшесинская, с которой Тата познакомилась еще в училище и вспоминала: «В годы учения я восхищалась Матильдой и хранила, как сокровище, оброненную ею шпильку. Теперь я воспринимала каждое сказанное ею слово как закон…» Матильда считала Карсавину нежным и уязвимым созданием и пообещала защищать ее от всех, что и делала, стоило только Тате робко пожаловаться.
Читайте также:
Ароматы балета. Матильда Кшесинская от невинных фиалок к "злым" духам
Карсавина была красива и грациозна, но выдающейся балериной ее не признавали, галерка любила ее больше, чем публика в ложах. Однако она сумела уловить дух времени и сделаться интересной личностью, так что ходили уже не смотреть на танец Карсавиной, а – смотреть на Карсавину.
Сразу после выпуска юная балерина решила обновить гардероб, но денег было мало. Тата отправилась в лавку старьевщика, где выбрала себе красивые наряды, которые потом отдала портнихе – подновить. Супруга старьевщика предсказала «красивой барышне», что совсем скоро она будет одеваться в лучших лавках на Кузнецком мосту. Возможно, это была просто лесть, но для Карсавиной тогда любая поддержка имела значение, и позже, уже одеваясь на Кузнецком мосту, она регулярно посещала лавку старьевщиков, чтобы купить там какую-нибудь мелочь – на счастье...
Вскоре после сандала в парфюмерном гардеробе Карсавиной появились еще и пачули. Но не духи с названием «Пачули», а «натуральные пачули с Востока», о чем Тамара с гордостью заявляла.
«Сильные экзотические ароматы, такие, как сандаловое дерево или пачули, взмывали, как темные крылья, когда она танцевала», – вспоминал один из поклонников Карсавиной.
Тамара Карсавина в азиатском наряде
Притворяясь мистически настроенной (вряд ли такая разумная и расчетливая барышня действительно верила в потустороннее), Карсавина утверждала, будто натуральные восточные ароматы защищают ее, как щитом, от недобрых взглядов соперниц, будто, вдыхая их, она обретает новые силы. Будто именно поэтому она способна танцевать совершенно без усталости и следующий день после спектакля не проводит в постели, положив повыше натруженные ноги (на которые еще и рекомендовалось надевать белые нитяные чулки, которые якобы «охлаждали»). И действительно, ей всегда хватало бодрости для того, чтобы переодеться в какой-нибудь вызывающий наряд и отправиться на поэтический вечер, театральный капустник, в общем – туда, где собирались деятели искусства, готовые воздать Карсавиной дань поклонения.
Поэт Михаил Кузьмин посвятил ей такие строки:
Вы — Коломбина, Соломея,
Вы каждый раз уже не та,
Но все яснее пламенея,
златится слово: "красота"…
И с тех пор Карсавину называли «Коломбиной» — в честь яркой, смешливой и соблазнительной героини итальянской Комедии Масок. А позже – «Королевой Коломбин», ибо образ Коломбины примерили на себя многие известные красавицы Серебряного Века.
Тамара в образе фарфоровой куклы в балете Фокина «Карнавал»: воплощение Коломбины
Анна Ахматова тоже отдала поэтическую дань таланту Карсавиной:
И с каждой минутой все больше пленных,
Забывших свое бытие,
И клонится снова в звуках блаженных
Гибкое тело твое.
По-настоящему прославилась Карсавина уже не в России, а участвуя в зарубежных «Русских сезонах» Дягилева. Успех она имела огромный, особенно в балетах «Жар-птица» и «Петрушка». «Робер Брюссель писал обо мне в “Фигаро”: “Орфические гимны воспели бы ее в те стародавние времена как “небесный аромат”, который называется мирром, или как “благовония Афродиты”, которые вообще не имеют имени”», – с гордостью вспоминала Карсавина.
Тамара Карсавина в балете «Жар-птица»
Теперь у нее была возможность покупать самые дорогие духи, ей предлагали новинки, сделанные в восточном стиле, но Карсавина оставалась верной своим любимым сандалу и пачулям. И только в высшее общество она являлась, благоухая Kadine Guerlain. Этот аромат, выпущенный в 1911 году, был идеальной западной интерпретацией роскоши Востока – он благоухал корицей и гвоздикой, жасмином и розами, ванилью и гелиотропом…
Мне всего лишь раз удалось его обонять, и я подумала, что Kadine — более восточная, густая и тягучая вариация L’Heure Bleue с плотным пудровым шлейфом. Очень красивый аромат, завораживающе красивый, но волшебство Guerlain сильно отличается от диковатой магии индийского сандала и пачулей.
Хотя Карсавина любила натуральные восточные ароматы, а в качестве парадного носила Kadine, это не помешало ей согласиться рекламировать косметику и парфюмерию «Товарищества Остроумова». Парфюмерная фабрика Остроумова первой в России начала производить лечебную косметику. Сначала Александр Остроумов, вышедший из аптекарей, выпускал кремы, лосьоны, средства от угрей, от немодного тогда загара. Потом взялся за одеколоны и духи – и не поскупился: его продукцию рекламировали не только знаменитая балерина Карсавина, но и народная певица Надежда Плевицкая, и киноактриса Вера Каралли, и многие другие знаменитости. Он выпустил книжку с их фотографиями, и рядом с каждым фото был автограф: знаменитость признавалась в любви к косметике и парфюмерии «Товарищества Остроумова».
Замуж Карсавина вышла за самого верного и пылкого своего поклонника, небогатого дворянина Василия Мухина. Типичный Пьеро при Коломбине, позднее с горечью уступил жену блистательному Арлекину: в 1913 году, на приеме в посольстве Великобритании, Тамара Карсавина познакомилась с Генри Брюсом, начальником канцелярии посольства в Петербурге. Любовь случилась с первого взгляда, они буквально воспламенили друг друга. Тамара ушла к Брюсу, добилась официального развода с Мухиным, в 1915 году вышла замуж за британского дипломата, в 1916-м родила ему сына Никиту. Тамару и Генри ждали тридцать пять лет счастья… Правда, Брюс назвал свои мемуары «Тридцать дюжин лун», потому что писал их, когда прожил с Тамарой тридцать лет.
Карсавина не собиралась прерывать балетную карьеру – и ради нее карьерой пожертвовал Брюс. Он просто сопровождал всюду свою знаменитую и прекрасную супругу. В конце жизни он писал: «Несмотря на эгоизм, свойственный мужчинам вообще, у меня не было никаких амбиций, кроме желания находиться в тени Тамары».
Россию они покинули в 1918 году. В Лондоне Карсавина танцевала на сцене театра «Балле Рамбер», а когда поняла, что теряет свою знаменитую грацию, покинула сцену и переключилась на преподавание. С 1930-го по 1955 год она занимала почетную должность вице-президента Королевской академии танца.
Она прожила 93 года.
.
Елена Прокофьева родилась в Москве, обожает Петербург, любит Тоскану, Прованс и Блуа. Интересуется историей городов, людей и вещей. Постоянный автор журнала «Gala-Биография». Писатель, выпустивший целый ряд биографических и художественных книг. Парфюмерией очарована с раннего детства. В равной степени ценит винтажи и удачные современные парфюмы. Любимые ноты: тубероза, жасмин, бессмертник и кожа.