Сиреневые ароматы нужно носить весной, до того как расцветет настоящая сирень - это делает предвкушение ее цветения особенно волнующим. Специально для таких дней у меня есть запас винтажных "Сиреней" - "Белой" Северного сияния и "Рижской" Дзинтарса. Это сиреневые инь и ян: белая и лиловая; прозрачная, обманчиво-простая - и густая, сложная, мощная. "Белая" - скромница из палисадника, про которую уже никто и не помнит, откуда она взялась. "Рижская" - выставочная сортовая красотка с крупными цветами, собранными в изобильные грозди. С "Белой" я начинаю сиреневый сезон, "Рижской" заканчиваю.
Хотя я всегда признаюсь в любви к "Белой сирени", все-таки именно "Рижская" занимает в моей коллекции особое место: если по достоверности звучания они стоят друг друга, то дзинтаровский "сиреневый" флакон - недостижимый идеал красоты и образец парфюмерного совершенства. Есть во флаконе "Рижской сирени" что-то от творений Рене Лалика - при этом дизайн собственный дзинтаровский, даже без намека на заимствование. Этот флакон с матовыми листиками сирени уже в момент своего создания - в 1950-х - выглядел пришельцем из другого времени, из эпохи ар-деко. Но он никогда не казался покупателям старомодным и всегда пользовался популярностью. Как хорошо, что этот флакон выпускали без изменений почти четыре десятка лет - у коллекционеров сейчас хотя бы есть шанс заполучить его! Правда, в конце 1970-х вместо стеклянного стоппера стали делать практичную винтовую крышку.
Такой флакон был возможен только в те времена, когда ручной труд стоил дешево - поэтому в конце 1980-х Дзинтарс отказался от роскошной оправы для одного из своих лучших творений, и "Рижскую сирень" стали разливать в стандартные винтовые флаконы того периода - рифленые цилиндры. Зато ее не сняли с производства! Поэтому сейчас "Рижская сирень", созданная в 1952 году, - главный дзинтаровский долгожитель. Конечно, ее состав неоднократно менялся на протяжении шестидесяти с лишним лет: воспроизвести аромат сирени можно только с помощью синтетических веществ, а парфюмерная химия не стоит на месте. Но дзинтаровским парфюмерам всегда удавалось сохранять пирамиду "Рижской сирени", придуманную М.Артюшковой:
начальные ноты - сирень, ландыш, цикламен;
середина - гелиотроп, ваниль, корица;
база - амбра, мускус, лабданум.
Если "Белая сирень" - это натюрморт с букетом сирени, то "Рижская" - это пейзаж: перед глазами встает сиреневая аллея. Темно-лиловые цветы, под которыми почти не видно листьев. Правда, эти цветы - не единственные в саду. Конечно, когда расцветает сирень, все остальное бледнеет рядом с ней, но цвести не перестает - в пирамиде "Рижской сирени" это честно отмечено: в ней присутствуют горькие ноты цветов вишни и зелено-сладкие ноты смородиновых почек.
К сожалению, винтажная "Рижская сирень" очень капризна в хранении, особенно она страдает от испарения - когда теряются верхние ноты, аромат рассыпается, появляется заметная миндальная горечь. Но "Дзинтарс" выпускает эти духи до сих пор, и их пирамида максимально близка к прежней. Современные духи могут показаться более резкими, но это обычно бывает с дороги, а после отдыха новая "Рижская сирень" практически не уступает прежней. Правда, современный флакон гораздо проще и меньше, зато эту миниатюру со спреем удобно носить в сумке и добавлять себе весеннего настроения по мере необходимости.
Виктория Власова — в прошлом профессиональный журналист, сейчас коллекционер, антиквар, специалист по советской парфюмерии. Живет в Праге, любит путешествовать. Любимые ароматы: "Кремль", "Ленинград", "Рижанка", "Алые паруса".