Статьи

Природа vs Технологии: инструменты создания ароматов

Забудьте, что существуют такие ароматы, как клубника, фрезия, инжир, гвоздика, цикламен. В натуральной парфюмерии их нет. Зато в синтетической вы найдете их без труда. Эти природные запахи нельзя выделить традиционным путем. Но как же добывали ингредиенты для ароматов, когда не умели синтезировать молекулы?

Аромат изобретательности

Как только прародитель человека взял палку — начался прогресс. Природа всегда вдохновляла человека. Катящийся камень стал впоследствии колесом, палка-копалка превратилась в мотыгу, острый камень в нож. Люди решили использовать запахи. И на первых этапах просто отжимали плоды, чаще всего цитрусовых. Парфюмерией это не назовешь, но это был огромный шаг. Такой примитивный способ добычи аромата быстро уступил место продвинутому — дистилляции.

Мудрые египтяне с помощью дистилляции цветов и листьев выделяли ароматы. Их цивилизация вообще отличалась чистоплотностью и любовью к благовониям и косметическим средствам. То, что они изобрели, называлось перегонным аппаратом. Люди заливали воду в перегонный куб и добавляли нужный ингредиент: соцветия, листья, ягоды. Воду нагревали, и пар, проходя по трубке, охлаждался. Капли конденсата собирались в емкость. На поверхности конденсата скапливалось эфирное масло у которого плотность ниже, а внизу — ароматическая вода с большей плотностью. Сейчас так получают многие эфирные масла, например, нероли и петигрейна — путем дистилляции цветов и листьев померанца.

Иногда соцветия клали в твердый животный жир, который впитывал их запах. Такой метод извлечения аромата сейчас называется анфлеражем. Так извлекают аромат жасмина и только так извлекают очень дорогой аромат туберозы.

У человека прошлого проблем с добычей мускуса, амбры или цибетина не было. Секрет животных часто добывался на охоте. Мускус извлекали из убитых мускусных оленей (кабарги). Процедура чем-то походила на разминирование. Охотник разделывал добычу аккуратно, зажимая рот платком, чтобы резкий запах желез оленя не убил его. Конечно, не всех животных убивали, чтобы добыть аромат. Например, цибетин — секрецию кошки циветты, собирали деревянной лопаткой при жизни кошки. А амбра — результат отличного пищеварения кашалота. Как решились использовать все это в парфюмерии, остается только гадать. Возможно, тот же мускус, полежав на солнце, перестал издавать резкий запах и стал нравиться некоторым людям.

Очень часто смесь эфирного масла, воска, смол и жиров смешивают со спиртом и получают абсолю — масло без примесей. Это называют экстракцией. Некоторые запахи получаются, когда смесь ингредиентов настаивается.

Все перечисленные способы активно используются до сих пор, почему нет? Некоторые парфюмерные дома вообще производят только натуральные ароматы. Но иногда метод требует больших денежных затрат и материала. Проблему решают: парфюмерные дома засеивают поля жасмином, розами, фиалками. Потом собирают урожай и создают ароматы. Но извлечение натуральных ароматов — удовольствие дорогое, поэтому многие прибегают к синтетической парфюмерии.

Метод синтеза запаха был известен во второй половине XIX века, когда химики принялись за изучение сложных эфиров. Запахи стали получать химической обработкой натуральных компонентов и различных нефтепродуктов. Появились нитробензол, альдегиды (например ванилин), линалоол (ландыш), фруктовый эвгенол, кумарин, бензилацетат (жасмин) и другие.

Какие же ароматы можно получить описанными способами?

В старой, но полезной книге «Энциклопедии парфюмерии» 1864 года Юджин Риммель классифицирует ароматы. Французский парфюмер выделяет 12 групп запахов: цветочные, травяные, животные, семена, цитрусовые, плодовые, древесные, пряные, андропогоновые, бальзамы и смолы, коренья, синтетические.

Первые парфюмеры, которые начали использовать синтетические запахи в своих ароматах — Герлен и Убиган в ароматах Houbigan Fougere Royale и Guerlain Jicky, во второй половине XIX века. Дерзкий эксперимент закончился успехом. В состав их ароматов вошли ванилин, кумарин, который пахнет невысохшим сеном, и изобутилхинол с запахом сырой земли. Вряд ли мы сегодня слушали бы в композициях ноты зелени, фруктовые ноты, не считая цитрусовых, и акватические ноты, если бы не синтетическая химия. Да и купить ароматы мало кто мог бы, если бы ученые не искали дешевые и простые способы синтеза запахов.

Когда-то парфюмерия принадлежала только богатым людям. Носить ароматы могли только знатные особы, ведь составляющие духов были дорогостоящими. Сейчас все стало иначе, а с приходом синтетической эры, каждый может позволить себе носить изысканные ароматы.

Когда-то мускус, цибетин и амбру добывали из желез животных. Сейчас эти запахи синтезируются в лабораториях. Некоторые древесные ноты, например, сандал, также получают химическим способом. Огромный плюс прогресса в парфюмерии в том, что синтетические ароматы позволяют сохранить живую природу, ведь для создания духов сегодня не нужно убивать животных или вырубать деревья.

Синтетическая парфюмерия способна создать гиперреалистичный запах. Например, эфирное масло розы, абсолю розы и роза пахнут по-разному, но благодаря синтетической парфюмерии можно получить аромат живого цветка.

Синтетическая парфюмерия создает любой запах на молекулярном уровне: запах камня, стекла, книги, ярости, секса, пляжа 60-ых годов. Это потрясающе.

Натуральное или синтетическое, нужно ли выбирать?

Снова набирает популярность натуральная парфюмерия. С чем это может быть связано? Возможно с мифами, которые окружают синтетическую парфюмерию. Ведь почти каждый сегодня пользуется ароматами, созданными синтетическим путем. Создавать их дешевле и практичнее. Достать синтезированные ингредиенты сегодня порой проще, чем натуральные. Но «синтетика» якобы хуже, чем «натуральное». Рассмотрим проблему объективно.

Если вы капали себе на кожу концентрированное эфирное масло, горького миндаля, вы знаете, как оно щиплет. А попадание масла бергамота на кожу под прямыми солнечными лучами грозит мгновенным ожогом. Разве натуральное всегда значит полезное? Волчья ягода, растущая в лесу, натуральна, но смертельно ядовита. Разговоры о положительном воздействии натуральных ароматов на ауру, карму и прочие неизведанные места оставим шарлатанам и заблуждающимся. Ароматические масла способны вызывать аллергию, в отличие от синтетических. Неужели все так плохо, спросите вы?

Конечно, нет. Воздействие ароматов на кожу зависит от индивидуальных качеств носителя. Натуральные и синтетические запахи способны на коже раскрыться по-разному. Хорошо сделанный аромат, неважно синтетический он или натуральный, будет звучать гармонично. Работающие с «синтетикой» способны творить ароматы, которые раскрываются в полутонах по минутам.

«Синтетика» сидит на коже очень долго, скажете вы, и будете правы, но отчасти. Возразить на это можно тем, что качество синтетической парфюмерии бывает разным. И хороший синтезированный бергамот улетучивается с кожи так же, как натуральный, через 15-20 минут. Ароматы раскрываются на коже в зависимости от качества композиции, температуры кожи, испаряемости веществ.

Однако мы помним про объективность. У натуральной парфюмерии и синтетической парфюмерии есть минусы. Например, в обоих случаях используются дорогостоящие материалы. Добыча натурального мускуса или изготовление масла туберозы — крайне дорогое удовольствие. А некоторые синтетические материалы, например, одорант корня ириса, стоят очень дорого. Но какие-то запахи вообще нельзя получить без синтезирования.

Поищем противоречия? Натуральная парфюмерия сегодня стоит особняком к массовой индустрии ароматов, но доступна многим. Зайдем в магазин или аптеку и увидим множество эфирных масел и основу, которые вполне подойдут для создания отличного аромата. Синтетическая парфюмерия чувствует себя в массовой индустрии, как рыба в воде, но ингредиенты обывателю достать труднее. Но почему полки парфюмерных магазинов заставлены синтетическими ароматами? Все дело в дешевом производстве. Синтезировать запахи дешевле, чем добывать их естественным путем.

Синтетическая парфюмерия часто производит ароматы для продажи. Порой вместе со стойкостью и красивым шлейфом мы можем получить минималистичный аромат. Натуральные ароматы в этом плане способны раскрыться глубже, насыщеннее. Их композиция звучит сложнее, рассказывают историю. У синтетической парфюмерии стоят другие задачи.

Алхимик извлекает запах младенца
Алхимик извлекает запах младенца (на самом деле Фауст создает гомункула)

Дело мастера боится

Важный вопрос: является ли современная парфюмерия искусством? Ведь многие популярные ароматы создают с коммерческой целью и по брифам маркетологов. Настоящее искусство требует к себе внимания. Сейчас даже селективная парфюмерия ориентирована на потребителя. Натуральная и синтетическая парфюмерия не делится на плохую и хорошую, если находится в руках опытного мастера. Человека, служащего искусству, но не обычного составителя ароматов. Подготавливается много парфюмеров — даже больше, чем нужно. Возможно, так растет конкуренция, но падает ценность искусства. 
 

 


Статью подготовил Михаил Поздняков

Поделиться:

Комментарии



Выбор города
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Астрахань
  • Барнаул
  • Владивосток
  • Волгоград
  • Воронеж
  • Екатеринбург
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Казань
  • Калининград
  • Кемерово
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Набережные Челны
  • Нижний Новгород
  • Новосибирск
  • Омск
  • Оренбург
  • Пермь
  • Ростов-на-Дону
  • Самара
  • Саратов
  • Тольятти
  • Тюмень
  • Ульяновск
  • Уфа
  • Хабаровск
  • Челябинск
  • Ярославль