выберите город
зарегистрироваться
Статьи

Пиковая Дама, Новая заря

Коллекционер Виктория Власова рассказывает о духах "Пиковая дама" производства фабрики Новая заря.

Пиковая дама

О существовании духов "Пиковая дама" я узнала из игры "вызывалки", популярной у нескольких поколений советских детей - суть ее заключалась в выполнении "магических" ритуалов и вызывании потусторонних сил. Мы под большим секретом пересказывали друг другу "надежные" способы призвать духов, но до практики доходило редко: обычно требовалось соблюдение слишком сложных условий и использование (как правило, с безвозвратной порчей) разных предметов. Например, ровно в полночь сжечь половину мужского галстука и спрятать пепел в чемодан красного цвета.

Для вызывания Пиковой дамы помимо прочего нужны были соответствующая игральная карта, духи "Пиковая дама" и два зеркала. Зеркала полагалось поставить одно напротив другого, карту сжечь, а каким образом употребить духи - уже не помню, но помню, что их требовалось полфлакона. Может, в них следовало растворить пепел от сожженной карты и потом разбрызгать по комнате? И все ровно в полночь, как обычно. Двигать зеркала ночью было, конечно, чревато неприятностями, но чисто теоретически это можно было устроить, когда родители оставались ночевать на даче и не встряли бы в процесс. Но духов "Пиковая дама" тогда ни у кого не нашлось - сейчас я думаю, что к счастью: теперь мне легко представить, какой эффект создадут полфлакона духов, разлитые в комнате. Не только Пиковую даму, а вообще что угодно увидишь в этом парфюмерном мареве! Духов не нашлось, но название запомнилось, и когда спустя несколько лет я увидела у маминой приятельницы флакончик с изображением игральных карт, приятно удивилась: таки реально было, значит, вызвать Пиковую даму!

Пиковая дама из атласной колоды разных лет выпуска

Пиковая дама из атласной колоды разных лет выпуска

Оформление флакона вызвало у меня (тогда 8- или 9-летнего ребенка) удивление: взрослые внушали нам, детям, что карты - не вполне приличная вещь, а тут целые духи в их честь. Про повесть Пушкина я по малолетству тогда еще не знала, а когда узнала - духи уже выветрились из моей памяти, и о связи между двумя этими "Пиковыми" я не догадывалась. Однако именно творчеству "нашего всего", а вовсе не карточным играм, были посвящены духи "Пиковая дама".

Пиковая дама

Эти духи были созданы к 150-летию Пушкина в 1949 году. Парфюмеры могли выбрать для юбилейного аромата любое название из богатого творческого наследия поэта, но остановились на "Пиковой даме" совсем не случайно: буквально через год круглую дату - 60 лет - отмечала опера "Пиковая дама", написанная Чайковским по повести Пушкина. Мало того, в 1950-м исполнялось 100 лет другой опере на этот сюжет Пушкина - "Пиковой даме" Ф. Галеви, в основу которой лег французский перевод, сделанный П. Мериме. Так что поводов для появления духов "Пиковая дама" было предостаточно.

Пиковая дама

Пиковая дама, афиша фильма 1916

Эти духи быстро стали культовыми и долго оставались таковыми. Их длительная популярность объяснялась не только несомненными достоинствами аромата, но и тем, что само название "Пиковая дама" в годы советской власти было на слуху. "Пиковая" Чайковского не сходила со сцены, "Пиковая" Пушкина была включена в школьный курс литературы. В 1960-м году оперу экранизировал режиссер Р. Тихомиров - роль Германна исполнил Олег Стриженов. А в 1982 году вышел фильм И. Масленникова с Виктором Проскуриным в главной роли. Конечно, все это делалось отнюдь не ради промо-поддержки одноименных духов, но, безусловно, повлияло на интерес публики к творению парфюмеров - благодаря этому новозаревская "Пиковая" выпускалась до конца 1980-х.

Пиковая дама

У духов с такой долгой историей не было шансов всегда оставаться на острие моды, тем не менее поклонники у этого аромата были всегда, особенно среди любителей театра и оперы: у этого вида досуга имелись свои ритуалы, включавшие выбор нарядов и парфюмерии. "Пиковая дама" - это классические вечерние духи, запах которых у многих вызывает в памяти полутьму театрального зала и бархатную обивку кресел.
Пирамида "Пиковой" составлена настолько качественно и ингредиенты для нее подобраны настолько устойчивые, что даже очень старые экземпляры отлично сохраняются - но каждый при этом хорош по-своему: из-за возраста и разных условий "вызревания" в пирамиде появляются индивидуальные нюансы. Сейчас сложно понять, как звучал изначальный вариант, но в целом старые выпуски ценят за густой, горьковатый аромат ирисов. "Пиковая дама" пахнет благородно одичавшим садом где-нибудь на юге Франции: буйно разросшиеся ирисы и плетистые розы, заросли ароматических трав и беседка из старого, крошащегося от времени дерева. Предвечерний час, когда кажется, что затаенные, тлеющие страсти вот-вот вспыхнут ярким пламенем.

Пиковая дама

Отголоском этих страстей и освещен пушкинский сюжет. В сущности, аромат рассказывает не о событиях, проиcходящих в повести, а о бурной и таинственной молодости Графини, назвавшей Германну роковые три карты.
Начало - незабудки, иланг-иланг, флердоранж, ирис;
середина - ирис, роза, орегано, шалфей;
база - ирис, сухое дерево, амбра, дубовый мох.

Все, написанное выше, справедливо только для старых выпусков "Пиковой дамы" во флаконах с притертой крышкой. Духи в таких флаконах производились до середины 1970-х исключительно фабрикой Новая заря. С начала 1970-х часть тиражей "Пиковой дамы" разливали в винтовые флаконы с белой бакелитовой крышкой на тбилисской фабрике Иверия - у этих выпусков звучание немного отличалось: аромат был чуть мягче и пудровее, менее шипровый, но в целом узнаваем и по-своему красив.

Пиковая дама

А вот в 1980-х "Пиковая дама" изменилась очень сильно: на Новой заре решили осовременить эти духи.
У поклонников старой "Пиковой" принято ругать "Пиковую" 1980-х за более примитивное по сравнению со старым звучание, за общее ухудшение качества. Однако дело в том, что это просто два разных аромата. Со стороны Новой зари было ошибкой оставить новую "Пиковую" в том же классе, в каком была старая: вечерние, сладковатые, сухие духи. Ошибкой было использовать прежний "скелет" - ирис-роза-дерево-амбра. Ошибки можно было бы избежать, сменив название, а так восприятие цепляется за ключевые точки, крича нам, что это не те ирисы, не те розы, не то дерево - и игнорирует все, происходящее между ними. А вот это "между ними" - это совершенно другая история. Не просто смена декораций, а другое прочтение классического сюжета, виртуозный перенос в иную эпоху. Старая и новая "Пиковые" соотносятся так же, как "Пиковая дама" Тихомирова и "Дама пик" Лунгина. Общего у них только карты, деньги и роковая женщина.
Пирамида "Пиковой" 1980-х:
начало - альдегиды, бергамот, персик, ирис;
середина - роза, кожа, табак, полынь;
база - дубовый мох, амбра, кедр.

Пиковая дама 80-е

"Пиковая" 1980-х - это терпкий аромат с выраженными нотами зелени. Если сравнивать его с "Пиковой" 1950-х, то заметно, что ирис теряет свой пудровый подтон и звучит как свежий цветок, пряные травы тоже "зеленеют" и вместо орегано появляется полынь, сухое дерево сменяется свежим спилом кедрового ствола. Нужно абстрагироваться от старой "Пиковой" и взглянуть на новую свежим взглядом - тогда становится ясно, что к 1980-м парфюмеры Новой зари отнюдь не потеряли свою квалификацию. Если бы им в то время хватило сообразительности назвать новый аромат новым же названием, то сейчас бы мы вспоминали его с не меньшим удовольствием, чем других его современников, сделанных в том же ключе - "Дебют", "Премьеру", "Триумф". Но, увы, из-за своего имени эти замечательные духи прозябают в тени старшего тезки, и коллекционеры не что бы обходят их стороной, но ценят гораздо меньше многих других.
Кстати, именно эту версию 1980-х я и видела у маминой подруги - ее легко можно отличить по черной крышечке-короне. Эта крышка своими волнистыми линиями напоминает корону дамы пик из классической "атласной" колоды - у остальных дам короны зубчатые.
Если подумать, то сейчас у меня наконец есть все, необходимое для вызова Пиковой дамы: нужная карта, флакон соответствующих духов, зеркала (и никто не запретит мне двигать их в любое время суток). Но я совершенно забыла, что нужно со всем этим делать - и главное, зачем.
 


Виктория Власова — в прошлом профессиональный журналист, сейчас коллекционер, антиквар, специалист по советской парфюмерии. Живет в Праге, любит путешествовать. Любимые ароматы: "Кремль", "Ленинград", "Рижанка", "Алые паруса".
 

Поделиться:

Комментарии



вы недавно смотрели

Авторизация

Регистрация
Неверный email или пароль.

Регистрация

Авторизация
Это поле обязательно для заполнения

Активация аккаунта

Введите Email, чтобы активировать аккаунт пользоваться всеми возможностями сайта
Вам придет письмо с активационным кодом

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПАРОЛЯ

Пожалуйста, введите Ваш адрес электронной почты, на который мы можем выслать ваш новый пароль. Восстановить Отмена

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь

Зарегистрироваться
Ok
Выбор города
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Астрахань
  • Барнаул
  • Владивосток
  • Волгоград
  • Воронеж
  • Екатеринбург
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Казань
  • Калининград
  • Кемерово
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Набережные Челны
  • Нижний Новгород
  • Новосибирск
  • Омск
  • Оренбург
  • Пермь
  • Ростов-на-Дону
  • Самара
  • Саратов
  • Тольятти
  • Тюмень
  • Ульяновск
  • Уфа
  • Хабаровск
  • Челябинск
  • Ярославль