О существовании духов "Пиковая дама" я узнала из игры "вызывалки", популярной у нескольких поколений советских детей - суть ее заключалась в выполнении "магических" ритуалов и вызывании потусторонних сил. Мы под большим секретом пересказывали друг другу "надежные" способы призвать духов, но до практики доходило редко: обычно требовалось соблюдение слишком сложных условий и использование (как правило, с безвозвратной порчей) разных предметов. Например, ровно в полночь сжечь половину мужского галстука и спрятать пепел в чемодан красного цвета.
Для вызывания Пиковой дамы помимо прочего нужны были соответствующая игральная карта, духи "Пиковая дама" и два зеркала. Зеркала полагалось поставить одно напротив другого, карту сжечь, а каким образом употребить духи - уже не помню, но помню, что их требовалось полфлакона. Может, в них следовало растворить пепел от сожженной карты и потом разбрызгать по комнате? И все ровно в полночь, как обычно. Двигать зеркала ночью было, конечно, чревато неприятностями, но чисто теоретически это можно было устроить, когда родители оставались ночевать на даче и не встряли бы в процесс. Но духов "Пиковая дама" тогда ни у кого не нашлось - сейчас я думаю, что к счастью: теперь мне легко представить, какой эффект создадут полфлакона духов, разлитые в комнате. Не только Пиковую даму, а вообще что угодно увидишь в этом парфюмерном мареве! Духов не нашлось, но название запомнилось, и когда спустя несколько лет я увидела у маминой приятельницы флакончик с изображением игральных карт, приятно удивилась: таки реально было, значит, вызвать Пиковую даму!
Оформление флакона вызвало у меня (тогда 8- или 9-летнего ребенка) удивление: взрослые внушали нам, детям, что карты - не вполне приличная вещь, а тут целые духи в их честь. Про повесть Пушкина я по малолетству тогда еще не знала, а когда узнала - духи уже выветрились из моей памяти, и о связи между двумя этими "Пиковыми" я не догадывалась. Однако именно творчеству "нашего всего", а вовсе не карточным играм, были посвящены духи "Пиковая дама".
Эти духи были созданы к 150-летию Пушкина в 1949 году. Парфюмеры могли выбрать для юбилейного аромата любое название из богатого творческого наследия поэта, но остановились на "Пиковой даме" совсем не случайно: буквально через год круглую дату - 60 лет - отмечала опера "Пиковая дама", написанная Чайковским по повести Пушкина. Мало того, в 1950-м исполнялось 100 лет другой опере на этот сюжет Пушкина - "Пиковой даме" Ф. Галеви, в основу которой лег французский перевод, сделанный П. Мериме. Так что поводов для появления духов "Пиковая дама" было предостаточно.
Эти духи быстро стали культовыми и долго оставались таковыми. Их длительная популярность объяснялась не только несомненными достоинствами аромата, но и тем, что само название "Пиковая дама" в годы советской власти было на слуху. "Пиковая" Чайковского не сходила со сцены, "Пиковая" Пушкина была включена в школьный курс литературы. В 1960-м году оперу экранизировал режиссер Р. Тихомиров - роль Германна исполнил Олег Стриженов. А в 1982 году вышел фильм И. Масленникова с Виктором Проскуриным в главной роли. Конечно, все это делалось отнюдь не ради промо-поддержки одноименных духов, но, безусловно, повлияло на интерес публики к творению парфюмеров - благодаря этому новозаревская "Пиковая" выпускалась до конца 1980-х.
У духов с такой долгой историей не было шансов всегда оставаться на острие моды, тем не менее поклонники у этого аромата были всегда, особенно среди любителей театра и оперы: у этого вида досуга имелись свои ритуалы, включавшие выбор нарядов и парфюмерии. "Пиковая дама" - это классические вечерние духи, запах которых у многих вызывает в памяти полутьму театрального зала и бархатную обивку кресел.
Пирамида "Пиковой" составлена настолько качественно и ингредиенты для нее подобраны настолько устойчивые, что даже очень старые экземпляры отлично сохраняются - но каждый при этом хорош по-своему: из-за возраста и разных условий "вызревания" в пирамиде появляются индивидуальные нюансы. Сейчас сложно понять, как звучал изначальный вариант, но в целом старые выпуски ценят за густой, горьковатый аромат ирисов. "Пиковая дама" пахнет благородно одичавшим садом где-нибудь на юге Франции: буйно разросшиеся ирисы и плетистые розы, заросли ароматических трав и беседка из старого, крошащегося от времени дерева. Предвечерний час, когда кажется, что затаенные, тлеющие страсти вот-вот вспыхнут ярким пламенем.
"Пиковая" 1980-х - это терпкий аромат с выраженными нотами зелени. Если сравнивать его с "Пиковой" 1950-х, то заметно, что ирис теряет свой пудровый подтон и звучит как свежий цветок, пряные травы тоже "зеленеют" и вместо орегано появляется полынь, сухое дерево сменяется свежим спилом кедрового ствола. Нужно абстрагироваться от старой "Пиковой" и взглянуть на новую свежим взглядом - тогда становится ясно, что к 1980-м парфюмеры Новой зари отнюдь не потеряли свою квалификацию. Если бы им в то время хватило сообразительности назвать новый аромат новым же названием, то сейчас бы мы вспоминали его с не меньшим удовольствием, чем других его современников, сделанных в том же ключе - "Дебют", "Премьеру", "Триумф". Но, увы, из-за своего имени эти замечательные духи прозябают в тени старшего тезки, и коллекционеры не что бы обходят их стороной, но ценят гораздо меньше многих других.
Кстати, именно эту версию 1980-х я и видела у маминой подруги - ее легко можно отличить по черной крышечке-короне. Эта крышка своими волнистыми линиями напоминает корону дамы пик из классической "атласной" колоды - у остальных дам короны зубчатые.
Если подумать, то сейчас у меня наконец есть все, необходимое для вызова Пиковой дамы: нужная карта, флакон соответствующих духов, зеркала (и никто не запретит мне двигать их в любое время суток). Но я совершенно забыла, что нужно со всем этим делать - и главное, зачем.
Виктория Власова — в прошлом профессиональный журналист, сейчас коллекционер, антиквар, специалист по советской парфюмерии. Живет в Праге, любит путешествовать. Любимые ароматы: "Кремль", "Ленинград", "Рижанка", "Алые паруса".