"Новая заря" первой среди советских фабрик увековечила в названии духов свое имя: аромат в честь себя самой она выпустила еще в конце 1920-х. Флакончик не представлял из себя ничего интересного, но красивая этикетка и стоппер с рельефным узором придавали ему изысканный вид. Этикетка имела роскошное золотое тиснение - эстетическое наследие Брокара, позднее фабрика отказалась от этой дорогостоящей технологии. Крышка тоже была "брокаровской", с узором в виде мотылька и цветов.
В 1940-1950-х "Новую зарю" стали оформлять попроще: безликий кубик с круглой граненой крышкой, этикетка в виде фабричной эмблемы. А с середины 1950-х использовали винтовую бутылочку, тоже, стандартной для того времени, треугольной формы - в таких выпускались духи и одеколоны "Кара-ново", "Маки", "Сирень", "Жигули", "Летят журавли" и много других.
К столетию фабрики, в 1964 году, фабрика"Новая заря" решила придать своей парфюмерной визитке более солидный вид и придумала для фирменного аромата роскошный персональный флакон из очень качественного стекла. Силуэт позаимствовали у хита предыдущих лет – «Огней Москвы»: такая же сужающаяся книзу трапеция, пропорции которой совпадают настолько, что флакон "Новой зари" как влитой входит в коробку от "Огней Москвы" первых выпусков. Но качество исполнения "Новой зари" в разы лучше: стекло отполировано вручную, и декор сложнее - рельефные матовые полосы. Новый флакон смотрелся очень эффектно - одновременно празднично и классически-строго. Он одинаково уместно выглядел и в качестве подарка иностранным делегатам, и на туалетном столике советской женщины. "Сумочный" вариант «Новой зари» выпускали в практичном небольшом флакончике с вертикальными полосками.
Вообще-то в 1960-х в моде были совсем другие линии, но предполагалось, что парадный флакон будет выпускаться значительно дольше, чем продлится увлечение футуризмом, поэтому его сделали таким вне-модным. Однако уже в начале 1970-х параллельно ему "Новую зарю" стали разливать в винтовой флакон гораздо менее эффектного вида, хотя все еще придерживались элегантно-строгого стиля: прямоугольная форма, сочетание матирования и полировки.
А в начале 1980-х с этой классической элегантностью было покончено - не то что бы она морально устарела, но дополнительная обработка стекла все-таки повышала стоимость производства, а это не соответствовало тогдашнему лозунгу "Экономика должна быть экономной". Проще было добрать нарядности за счет коробки - в 1980-х технологии цветной печати сильно продвинулись вперед - и "Новую зарю" паковали в пачку с размытым рисунком сочных коньячных оттенков и барочным золотым орнаментом. Настоящая варварская роскошь восьмидесятых! Она отвлекала внимание от довольно безвкусного штампованного флакона.
А что же представлял собой фирменный аромат "Новой зари"? В ответе на этот вопрос кроется принципиальная разница в подходах между "Северным сиянием" и "Новой зарей". Если "Северное сияние" в своей парфюмерной визитной карточке решило показать самую сердцевину своего стиля, неизменную составляющую большинства своих ароматов, - то "Новая заря" постаралась выпустить самые модные на тот момент духи. А поскольку мода менялась, то менялся и сам аромат: в 1980-х духи с названием "Новая заря" звучали совсем не так, как в 1960-х! Увы, мне пока не удалось найти более ранние экземпляры с сохранным содержимым (для советских духов 1930-х это вообще маловероятно), но зная, как развивалась парфюмерная мода, и насколько радикально отличаются варианты "Новой зари" 60-х и 80-х, могу предположить, что "Новая заря" первых лет советской власти пахла совершенно иначе, нежели её более поздние версии.
Если проанализировать новозаревские модные новинки 1940-х и 1950-х, то несмотря на огромную разницу в звучании, их объединяет насыщенность, плотность аромата и заметное присутствие в пирамиде густых пудровых нот ириса ("Пиковая дама", "Огни Москвы", "Черный ларец", "Жемчуг"). Еще одна тенденция того периода - ноты терпко-пряных трав в сочетании с тем же ирисом ("Каменный цветок", "Подарочные", "Сказка о царе Салтане"). И все это на шипровой базе - такой вот бархатный мох во всех флаконах.
Популярные новозаревские новинки 1960-х - совсем другие. В них словно становится больше воздуха, они легче и прозрачнее духов предыдущих десятилетий. В духах 60-х много жасмина, и помимо цветов начинают заметно звучать свежие фрукты - персики, яблоки, виноград, и даже привычные цитрусы в 60-е уже пахнут не цедрой, а сочной мякотью. Ну а шипровые ноты уступают пальму первенства амбре и цибетину. Все эти новые тенденции парфюмеры постарались вложить в "Новую зарю" 1960-х.
Ее пирамида выглядит так:
начало - жасмин, флердоранж, сирень, альдегиды;
середина - нероли, иланг-иланг;
база - мускус, бензоин, ветивер.
В литературе того периода "Новая заря" описывается как духи с нежным, теплым, ласкающим запахом флердоранжа и жасмина. Он очень близок к "Аметисту", "Зиме", "Новогодним", "Поэзии", "Лирике". Это аромат более светлой, радостной эпохи.
Такой "Новая заря" была до конца 1970-х, а потом полностью изменилась - но, пожалуй, совсем не так, как изменился флакон. Если красотой старого флакона пожертвовали, то в его содержимое парфюмеры вложили много труда. "Новая заря" 1970-1980-х не хуже прежней - просто она отражает совсем другие модные веяния. Популярными стали чуть терпковатые древесно-специевые ароматы, такие как "Дебют", "Премьера", "Пируэт", "Русские узоры", вернулся интерес к шипрам.
Пирамида поздней "Новой зари" выглядит следующим образом:
начало - ландыш, зеленые ноты, бергамот, альдегиды;
середина - жасмин, иланг-иланг, ветивер, тимьян;
база - кедр, сандал, мускус, амбра, дубовый мох.
Если сравнить "Новую зарю" 1960-х и 1980-х, то видно, что это не реформулирование, а два совершенно разных аромата. Можно заключить, что выпуская духи-визитку, фабрика "Новая заря" прежде всего, хотела поддержать свой имидж законодательницы советской парфюмерной моды. Но из этого сравнения, к сожалению, нельзя сделать вывод, каким был довоенный аромат духов "Новая заря". Был ли он похож на яркий восточный "Красный мак", или скорее на утонченную "Манон", или вообще развивал тему "Красной Москвы"? Я понимаю, как мала вероятность обнаружить ответ на этот вопрос, но не теряю надежды.
Виктория Власова — в прошлом профессиональный журналист, сейчас коллекционер, антиквар, специалист по советской парфюмерии. Живет в Праге, любит путешествовать. Любимые ароматы: "Кремль", "Ленинград", "Рижанка", "Алые паруса".