Статьи

Глоток свободы за железным занавесом

В середине XIX века в Латвии, как и в других европейских частях Российской империи процветало косметическое и парфюмерное производство. Здесь варили мыло, делали свечи, одеколоны, пудры и духи. 

С развалом империи практически ничего не изменилось — Латвия продолжала выпускать косметическую продукцию в не меньших объемах, её качество и конкурентоспособность только возрастали, но, в 1940 году в Прибалтику пришла Советская власть. С этого момента все предприятия, само собой, были национализированы, переименованы, а товары стали выпускаться согласно плану пятилетки. Конечно, это не могло сказаться положительно. На основе двух крупнейших фабрик, Г.А.Бригера и А.Римейка, были основаны парфюмерное производство «Саркана Аусма» и химическая фабрика «Метра», фабрика А.Томберга стала называться «Флора», а завод Кикерта — тубочно-косметическая фабрика «Рота».

С окончанием Великой Отечественной Войны, и до начала 1950-х годов происходит реорганизация всего парфюмерно-косметического сегмента легкой промышленности. Это было вызвано переходом производств СССР с военного лада на мирный. В разоренной стране люди отчаянно нуждались в предметах первой необходимости, и косметическое производство Латвии готово было их предоставить. 

Во всем мире 1950-е годы стали красивейшей эпохой. Вторая мировая война настолько морально опустошила и разорила людей, что они отчаянно тянулись к красоте. Это время стало по-настоящему женским: в моду вошли пышные юбки, перчатки, зонтики от солнца, на короткое время вернулись шляпки. Каждая уважающая себя женщина меняла укладку минимум два раза в день. В СССР, стране, пережившей все тяготы войны, и, наконец вышедшей из неё победительницей, это ощущалось как никогда сильно.


Женщины устали. Они устали делать снаряды, устали пахать землю, чтобы мужчинам на фронте было, что есть, устали от ночных налетов и бомбежек, устали видеть смерть.

Наконец война закончилась, и они могут опять быть собой, могут забыть обо всех пережитых ужасах. Те мужчины,  которым повезло вернуться с фронта домой, привозили с собой трофейные патефоны, музыкальные инструменты, белье и ткани.
Страна, всегда жившая с Европой по-соседски, и имевшая доступ ко всем ее благам вдруг осознала, как сильно ей этих простых благ не хватало в строительстве идеального общества, где все равны во всем: от причесок до одежды. И тут женское население вспомнило, что так быть не должно. С этого момента началась мода на все западное и дефицитное, ее не смогли вытравить ни новая волна репрессий, ни пропаганда.

В СССР была «своя Европа» — страны Прибалтики. На этой волне продукты Dzintars и стали так популярны. Не смотря на то, что производство было в СССР, они всегда были в дефиците. Может быть, если бы в то время людям дали то, чего они хотели, немного больше, мы жили бы сейчас в совсем другой стране. Dzintars стал для советских женщин олицетворением всей Европы — красивой, элегантной и недоступной. Иметь в своём туалете духи латвийской фабрики считалось шиком и признаком не только достатка, но и хороших связей — все доставалось через знакомых и по спекулятивным ценам.

Аромат «Рижская сирень» стал для советских женщин одним из самых востребованных. Это был признак если не роскоши, то уж точно прочного положения в обществе и хорошего вкуса. Свежий и теплый аромат балтийской весны. Начальные ноты — сирень, ландыш и цикламен, в сердце композиции — гелиотроп, ванилин и корица, и все это дополняется амброй, мускусом и лабданумом.

Рижская сирень
Рижская сирень

«Тайна рижанки» уже в своем названии передает характер аромата. Рижанка в СССР была словно парижанкой — загадочной и утонченной, далекой и недоступной, но такой манящей. Раскрывается аромат нотами фиалки и розы, в его сердце спрятаны ландыш, ирис и магнолия, а завершается он горьковатым шлейфом сандалового дерева и цветочным мускусом.

Долгие годы фабрика Dzintars радовала советских людей своей продукцией, которая отличалась отличным качеством не только самого товара, но и его упаковки и названия. Духи разливались в ажурные флаконы и помещались в коробочки, изнутри обитые тканью. Легендарными стали так же ароматы «Дзинтарс-21», «Кристина», одеколоны «Стратег», «Рижанин» и «Тайфун».

К 1960-м годам происходит слияние Dzintars с «Саркана Аусма». Таким образом Dzintars становится парфюмерно-косметическим заводом. К 1969 году производство переезжает в новое здание на окраине Риги, оснащенное по последнему слову техники. Оборудование сюда поставляется из Швейцарии, Германии и Франции. Таким образом, советская парфюмерия начинает соответствоать высочайшим мировым стандартам.

Завод Dzintars
Завод Dzintars

В 1991 году Dzintars становится акционерным обществом, и, после распада СССР, — одним из крупнейших заводов Латвии, приносящим государству примерно столько же, сколько и знаменитые «Рижские шпроты». Фабрике удалось не только устоять после обретения Латвией независимости, но и нарастить темпы в последние годы, выпуская новые ароматы и совершенствуя свою классику.

 


Текст подготовила Александра Степанова

Поделиться:

Комментарии



Выбор города
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Астрахань
  • Барнаул
  • Владивосток
  • Волгоград
  • Воронеж
  • Екатеринбург
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Казань
  • Калининград
  • Кемерово
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Набережные Челны
  • Нижний Новгород
  • Новосибирск
  • Омск
  • Оренбург
  • Пермь
  • Ростов-на-Дону
  • Самара
  • Саратов
  • Тольятти
  • Тюмень
  • Ульяновск
  • Уфа
  • Хабаровск
  • Челябинск
  • Ярославль