Статьи

Жан-Клод Эллена: лаконичная гармония

Ключевое значение личности автора для любого искусства невозможно оспорить. Вдохновенное видение творца — это волшебное зеркало,  в котором отражается красота и многообразие мира. Глядя в него, мы расширяем границы восприятия, наполняем наш опыт образами, трансформирующими повседневность. Абсолютно справедливо это и для парфюмерии. Интересные духи  в принципе не могут быть анонимными; пока наше обоняние следует за ароматом, наша интуиция всегда движется за мыслью и чувством его создателя.

Жан-Клод Эллена — пример парфюмера, в работах которого незыблемо присутствует авторское начало, самобытный и глубокий взгляд. Высокая планка в отношении к ароматическому ремеслу отчасти была задана его происхождением. Жан-Клод родился в Грасе, в семье парфюмера, в детстве собирал цветы, а подростком осваивал свою будущую профессию на заводе Antoine Chiris. Первый опыт составления духов он получил в 17-летнем возрасте, под руководством отца, а для продолжения образования выбрал не Францию, а Швейцарию — открывшуюся в 1968 году парфюмерную школу Givaudan. Возможно, это обучение, а также влияние идей Эдмона Рудницки, провозгласившего эстетику простоты, сыграли ключевую роль в истории Эллена, благодаря чему мир узнал художника не просто талантливого, но и совершенно оригинального. Но это лишь предположение, и узнать в действительности, какими были бы духи Эллена, останься он в более консервативной среде Прованса, нам не суждено. 

Жан-Клод Эллена
Жан-Клод Эллена

«– Великий парфюмер Эдмон Рудницка был вашим наставником. Не могли бы Вы поделиться личной историей, эпизодом, который бы охарактеризовал его и вашу дружбу?

– Интересный случай — наша ссора с ним. Она была по вопросу идеи Beau, Прекрасного. Для него это было универсальное понятие, для меня — культурное. Универсальность —  платоническое мышление. Моё же основывается на культуре и даже на том, что передается из поколения в поколение. У нас было много сложных диспутов на эту тему, когда мы говорили о философии, социологии ... Это было прекрасно!»  (Из интервью 2010 года)

Дебютная работа Жан-Клода была выпущена Sisley, датирована 1974 годом и называлась Eau de Campagne. Этот аромат был благосклонно принят критиками, и совершенно ясно, почему. В нем есть выразительная сдержанность, молчаливый аристократизм и та четкая лаконичность, которая станет визитной карточкой Эллены. Его запахи вообще можно сравнить с иероглифами — такая же обманчивая простота. Eau de Campagne — это свежий, зеленый, умеренно энергичный аромат. Отсылая к деревенской Франции, покрытой лесами и виноградниками, аромат обращается к терпкой растительной палитре: кислые цитрусы, листья пасленовых, сливовая смола, герань, базилик. Некоторые слышат полынь или ландыш: «деревенская роса» каждому дарит свой травяной букет. Есть в этих духах и шипровая линия, а в качестве воспоминания остается спокойная одеколонная прохлада. 

Sisley Eau de Campagne
Sisley Eau de Campagne, 1974

Ещё большим успехом был отмечен женский аромат First Van Cleef & Arpels 1975 года. Эта композиция, ставшая для Эллены пропуском в эшелон парфюмерной элиты, затрагивает ключевые ароматические темы XX века: альдегиды, цветы, шипр. Основой First служит медово-мускусная база, уравновешенная мхом и ветивером, а в центре композиции — богатый цветочный букет: гвоздика, роза, гиацинт. И все это пропитано мощным альдегидным излучением. First — многогранные духи, с интенсивным, увлекательным развитием. В них есть узнаваемая хрустальность и элегантность, присущая классическим духам Франции. 

Van Cleef & Arpels First, 1975
Van Cleef & Arpels First, 1975

Заявив в самом начале своей карьеры чрезвычайно высокий уровень мастерства, в дальнейшем Эллена будет лишь прогрессировать. В его творческой биографии более ста ароматов, каждый из которых стал воплощением творческого акта, который сам парфюмер сравнивает с игрой. Это процесс внутренней реакции эмоций и тысяч интеллектуальных впечатлений, лишающий сна, требующий абсолютного вовлечения. 

Жан-Клод Эллена
Жан-Клод Эллена

«…чтобы создать свой последний аромат, Osmanthe Yunnan, пятый в моей коллекции Hermessence, созданной специально для Hermès, я бежал несколько километров, стараясь не потерять призывное, нежное, шелковистое благоухание кустов османтуса, растущего у павильона Безмятежности в Запретном городе в Пекине. Это было колоссальное напряжение — удержать неуловимую субстанцию и потом создать на ее основе поэтическую композицию. Если это затронуло чье-то сердце, я выполнил свою миссию» (Известия, «Парфюмер Жан-Клод Эллена», 25 октября 2005 г.)

Имя Жан-Клода Эллены часто ассоциируют с понятием парфюмерного минимализма, хотя само существование этого течения можно считать весьма условным. Маловероятно, чтобы таких разных парфюмеров как Гезу Шоена, Пьера Гийома и Эллену объединяла общая идеология.  В случае с Элленой парфюмерный минимализм подразумевает осознанное ограничение используемого арсенала душистых соединений.  Этот выбор обязывает к особенной точности в химическом воплощении замысла, отказу от таких обходных маршрутов, как декорирование композиции «арабесками». Эллена предпочитает этому глубину каждого из ингредиентов, их молекулярную полировку и ювелирно просчитанную встречу всех составляющих. Метод парфюмера напоминает об учении пифагорейцев с их концепцией гармонии сфер и поиском универсальных пропорций, простых и совершенных. Именно феноменальная точность решений (какая требуется иллюзионистам), вкупе с искренней эмоциональностью, принесли его духам всемирную славу.

«Множество ингредиентов в моей лаборатории стоят здесь на всякий случай. Как слово в словарном запасе. Оно просто есть. Мой словарь крошечный. Я использую очень мало «слов». Я хочу в совершенстве освоить то, что я делаю. Овладеть в совершенстве значит, что, в случае каждого «слова», каждого материала в формуле, я знаю, почему он тут присутствует. Идея, что запахи — это слова, мои слова, которыми я пишу (этот глагол важен для меня), объясняет то, как я мыслю аромат. Я считаю, что аромат — культурный язык, не универсальный, каким может быть, например, музыка. Необходимо учить запах, чтобы понять аромат. Он нам может нравиться и без понимания, но это значит, что мы упустим некоторые грани».

Ароматы Эллены, созданные для разных брендов
Ароматы Эллены, созданные для разных брендов

На протяжении нескольких десятилетий Эллена сотрудничал с рядом элитных брендов, включая Bvlgari, L’Artisan Parfumeur, Cartier, а в начале 2000-х стал парфюмером дома Hermès. В Hermès Эллена получил полное доверие и свободу, благодаря чему стало возможным появление таких исключительно авторских и концептуальных духов, как Terre и серии «Садов».   

***

Замечательные, немного парадоксальные духи Эллена составил для Cartier в 1998 году. Долгие годы стабильно популярный Declaration — ароматическое воплощение мужской респектабельности, и, одновременно, очень чувственный аромат. Пряно-цитрусовый старт развивается в цветочно-пряное сердце, поддерживаемое сладковато-мускусной, ветиверной базой. Не удивительно, что этот имбирно-теплый, отчасти эротический аромат любим и многими женщинами. Помимо прочих достоинств, Declaration можно найти в Палате мер и весов как эталон благородной роскоши. Это действительно очень и очень «весомое заявление».

Cartier Déclaration, 1998
Cartier Déclaration, 1998

Terre d'Hermes — мужской аромат 2006 года. Один из тех, в которые можно влюбиться сразу же. Его можно описать как смелое, романтическое путешествие. В нем нет ничего статично-уютного или сладкого. Эллена вложил в Terre переживание первопроходца: движение по девственному, нетронутому миру. Ощущение полета задается нотами апельсина и грейпфрута, герань и перец придают воздуху интригу, а в базе звучит древесно-бензоиновая комбинация с отчетливым кремниевым привкусом. Несколько точных аккордов, почти классические решения — и элегантный аромат в результате. В этом и заключается гений Эллены. Вот как мастер пишет о своём импрессионистском ароматическом идеале в книге «Дневник носа: год из жизни парфюмера»: «Аромат мечты —  тот, что можно обонять и переживать моментально, в момент вдыхания, но не тот, что можно носить. Это не украшение, не предмет одежды. Это и не защита. Это чистая эмоция. Данная концепция может показаться путанной, потому что подобное представление аромата выводит нас за пределы обычных кодов. В моем воображении аромат представляется мне поэтическим подношением, «внезапным восторгом непредсказуемости», говоря языком поэтов хайку, которые раскрывают неизведанное, лежащее в самой сердцевине привычного…»

Terre d'Hermes, 2006
Постер Terre d'Hermes, 2006

Первый в серии «Садов», аромат ­Un Jardin En Mediterranee, 2003 — превосходная прозрачная фантазия на тему средиземноморского бриза. Хотя в аромате отчетливо присутствуют цитрусы, зелень и хвоя, очень трудно поймать его конкретные очертания. Нежные, свежие, неуловимые духи, в которых можно услышать даже благородный кулинарный оттенок.

Un Jardin En Mediterranee, 2003
Постер Un Jardin En Mediterranee, 2003

Un Jardin Sur Le Nil, 2005. Фрукты, гиацинты, лотос, тростник — умиротворяющий запах, напоминающий о мягком солнечном свете. Главным импульсом творческого поиска для парфюмера стало сильное впечатление от зеленого манго, его неожиданная морковная нота. Аромату присущ нетривиальный баланс сладости, в нем есть красивое звучание ладана. Замечательным образом Эллене удалось воплотить в нильском аромате мудрость и покой древней реки. 

Постер Un Jardin Sur Le Nil, 2005
Постер Un Jardin Sur Le Nil, 2005

Un Jardin Apres la Mousson, 2008. Третий в серии «Садов», Муссон похож на сжатую пружину. Эта лапидарная композиция стала концентрированной эссенцией всей свежести юга Азии. Озон и те зеленые ноты, которые рождаются от ударов океанского ливня в густые тропические заросли — главный смысл Jardin Apres la Mousson. Одна из самых запоминающихся комбинаций цитруса и несладких специй, деликатно бодрящая и вдохновляющая. 

Un Jardin Apres la Mousson, 2008
Постер Un Jardin Apres la Mousson, 2008

Un Jardin Sur Le Toit, 2011. Настроение этого аромата — расслабленная безмятежность, нисколько, впрочем, не легкомысленная. Сады на крыше, непременная архитектурная деталь многих дворцов и дворянских особняков Италии и Франции, на протяжении столетий были местом досуга аристократии. В своем аромате Эллена грезит о почти утраченной, утонченно-сладостной атмосфере. Сочетание фужерности с бархатистой цветочностью придают Un Jardin Sur Le Toit  так ценимое многими винтажное очарование.

Постер Un Jardin Sur Le Toit, 2011
Постер Un Jardin Sur Le Toit, 2011

В начале 2015 года стало известно о том, что мэтр завершает сотрудничество с Hermès. Прощальным аккордом этого союза стал финальный аромат «Садов», Le Jardin de Monsieur Li. Последнее путешествие серии Эллена предлагает совершить в загадочный доиндустриальный Китай.

Жан-Клод Эллена в Китае
Жан-Клод Эллена в Китае

«Я помню запах прудов, аромат жасмина, запах мокрых камней, сливовых деревьев, кумкватов и гигантского бамбука. Все это там, а в прудах даже обитают карпы, которые настойчиво и размеренно приближаются к своему столетнему дню рождения».

«Сад господина Ли» будет ждать тех, кому близка нежная строгость созерцания, внимательное вглядывание в себя и мир вокруг. Здесь точно не будет взрыва и пронзительных акцентов: терпкий кумкват, мягкие мята и жасмин, влажная галька. Акварельный этюд о незыблемом балансе всех элементов, созданный Жан-Клодом Элленой — мастером, постигшим совершенство простоты. 

 


Текст подготовил Антон Шевченко

Поделиться:

Комментарии



Выбор города
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Астрахань
  • Барнаул
  • Владивосток
  • Волгоград
  • Воронеж
  • Екатеринбург
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Казань
  • Калининград
  • Кемерово
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Набережные Челны
  • Нижний Новгород
  • Новосибирск
  • Омск
  • Оренбург
  • Пермь
  • Ростов-на-Дону
  • Самара
  • Саратов
  • Тольятти
  • Тюмень
  • Ульяновск
  • Уфа
  • Хабаровск
  • Челябинск
  • Ярославль