В 2017 году Центру современного искусства исполнилось десять лет. За время существования арт-пространства многие молодые художники сформировались как личности и стали новыми яркими героями и творцами. Именно «героям нашего времени» посвящен юбилейный цикл года «Прощание с вечной молодостью». В этом проекте принимает участие Cosmotheca — сеть бутиков редких марок нишевой косметики и парфюмерии со всего мира.
Идея проекта в следующем: художники цикла выбирают аромат, наиболее близкий к своей эстетике, и делятся ассоциациями, связанными с ним. Cosmotheca предоставляет флакон, который выбрал художник, и он становится частью экспозиции. Перед началом просмотра можно продегустировать парфюм, а затем смотреть на всю выставку через аромат, вдыхая его с запястья.
Участники цикла «Прощание с вечной молодостью» работают в разных направлениях и демонстрируют актуальные процессы в современном российском искусстве и обществе в целом.
Я посетила выставку «Возвращение», которая открылась в Цехе Красного ЦСИ Винзавод в конце прошлого года. Художник Арсений Жиляев выбрал ольфакторной иллюстрацией к своей скульптурно-графической композиции аромат Unum LAVS.
LAVS создавался как аромат для пропитки церковных одежд, которые среди прочих носили Папа Римский Бенедикт XVI и Папа Римский Франциск. И именно его выбрал и официально одобрил Папа Римский для этих целей. Сам аромат связан с первыми детскими ольфакторными переживаниями Филиппо Сорчинелли, основателя парфюмерного дома UNUM. Ладан здесь получился холодный, чуть солоноватый и потусторонний. В аромате нет следов человека и жизни на земле. Это погружение в иное пространство и мироощущение. Где нет прошлого и настоящего. А есть только вы и аромат.
Он гармонично вписывается в пространство выставки, которая представляет собой работы вымышленного персонажа, искусственного интеллекта Роберта Пастернака. Это 13 скульптур, напоминающие космические аппараты, ракеты-спутники и небесные тела. Графическая временная шкала в виде изображений на стенах, рассказывает об эволюции художественно-технических объектов: основных вехах, линиях влияния, развития и преемственности. Так робот осмысляет свое происхождение и приходит к тоске по утраченным человеческим качествам.
Куратор выставки «Возвращение» Андрей Шенталь: «Центральная фигура выставки — вымышленный персонаж, занятый саморефлексией межпланетный техно-художественный разум Роберт Пастернак. Всматриваясь в человеческую материальную культуру, он, этот робот-историк, соотносит себя с уцелевшими артефактами прошлых эпох, пытается проследить свою «родословную» и, подобно ребенку, сконструировать свой собственный образ. В его памяти - травматические эпизоды катастроф. Тоскуя по человеческому, он воскрешает, воссоздает утраченные космические аппараты, возвращает их к жизни. Одновременно речь идет и о вечном возвращении эстетического канона, под которым обычно понимают античную классику. Этот канон присутствует в экспозиции как одна из отсылок».
Художник Арсений Жиляев о выборе аромата: «Здесь важна, прежде всего, фигура главного героя выставки «Возвращение» - искусственно выведенного художника Роберта Пастернака. Он всегда старался быть больше человеком, чем сами люди. Это проявлялось, в том числе, и в его отношении к запахам. Поэтому меня не удивил его выбор. Аромат, ассоциируемый с повседневной работой христианского священника, с его парадоксальной тягой ввысь и одновременно полумраком готического собора. Примерно так Пастернак представлял себе тоску людей по бессмертию в бескрайнем космосе».
Основные цвета экспозиции – белый и черный. Аромат органично вписывается в пространственный ахроматизм и космический минимализм экспонатов.
Выставка продлится до 4 февраля в Цехе Красного.
Кира Феклисова – филолог по образованию, коуч и парфюмерный аддикт по призванию. Исследует мир на запах, цвет и вкус и делится своими открытиями.