Накануне Хеллоуина хочется вспомнить винтажные духи с очень подходящим названием - "Колдунья" (Burve). Этот аромат - безусловный дзинтаровский шедевр. Его официальная пирамида выглядит так:
начальные ноты - альдегиды, ландыш, лимон, герань;
ноты сердца - жасмин, гвоздика (цветок), иланг-иланг, роза;
база - мускус, ветивер, сандал, гальбанум.
В составе много цветочных нот, но в целом аромат скорее фантазийный. Женственный, таинственный, страстный - но это не любовная, чувственная страсть, а скорее экспрессия природы в тот момент, когда одно время года резко сменяется другим. Прохладный старт напоминает "Рижанку", но продолжение гораздо более теплое за счет гвоздики и роз. Глубокое, сложное звучание.
Определенно можно сказать, что на "Колдунью" парфюмеров и дизайнеров Дзинтарса вдохновил не фольклор: флакон слишком изысканный для фольклорной темы. К тому же в сказках колдунья - обычно злой персонаж (добрых как правило называют волшебницами), а эти духи отнюдь не "злые". В них нет яда, коварства, интриги. Женщина, нарисованная на коробке этих духов, тоже не производит впечатление злой или опасной. Она скорее печальна и напугана, а ее взгляд обращен внутрь себя, словно она осознает что-то непоправимое, случившееся в ее жизни.
Это лицо и этот аромат заставляют меня вспоминать фильм "Колдунья" с Мариной Влади в главной роли.
Фильм был снят в 1956 году по повести А. Куприна "Олеся", но действие в нем было перенесено в Швецию 1950-х. Главная героиня - Инга, которую все считают лесной колдуньей, - встретила и полюбила не просто городского и образованного мужчину, но, по большому счету, представителя той цивилизации, что разрушает облик ее родных лесов и гор. Все закончилась печально, даже печальнее, чем у Куприна - Ингу погубило невежество людей, равно далеких и от природы, и от культуры.
Грустная история, но очень романтичный и красивый фильм, а главное - блестящая игра совсем юной тогда Марины Влади. Кинокартина имела бешеный успех по всему миру, и хотя на тот момент Влади снялась почти в двух десятках фильмов, звездой ее сделала именно роль в "Колдунье". Конечно, перенос сюжета в более современную заграничную обстановку прошел не без натяжек в некоторых местах. И героиня выглядит слишком ухоженной и хорошо одетой для "дикой" девушки - но все-таки главными для образа Инги являются не модная прическа и сексуальное платье, а природная грация и внутреннее сияние.
"Колдунью" в Советском Союзе приняли с восторгом, советская публика сразу полюбила Марину Влади. Интерес отечественных кинозрителей к актрисе подогревало ее участие в советских проектах - она появилась в качестве самой себя в фильме "Королевская регата" в 1966 году и снялась в роли Лики Мизиновой в "Сюжете для небольшого рассказа" С. Юткевича в 1969-м. А затем Влади стала женой Владимира Высоцкого - в советских журналах не было светской хроники, но благодаря сарафанному радио об этом знали все. И неизвестно, кто из них сорвал больший куш: она стала женой самого популярного в тот момент советского актера и певца, а он женился на мечте половины всех мужчин мира - белокурой Колдунье!
В те времена кинофильмы гораздо дольше оставались на слуху, поэтому "Колдунья" была популярна и десять, и двадцать лет спустя после своей премьеры. Но в 1971 году произошло событие, вновь всколыхнувшее интерес к этой кинокартине: вышла советская экранизация купринской повести - фильм Б. Ивченко "Олеся" с Людмилой Чурсиной в главной роли. Их, безусловно сравнивали: своя, родная Олеся и экзотичная Инга. Чурсина очень органична в этой роли, ее красота по-настоящему колдовская. Но у нее получился образ зрелой, самостоятельной женщины, способной позаботиться о себе, а Влади играет доверчивую, непосредственную и беззащитную девушку.
Колдунья с коробки дзинтаровских духов хоть и не похожа на Ингу, но гораздо ближе к ней по общему настроению, чем к Олесе. Дзинтаровская "Колдунья" - дитя природы, а не хозяйка леса. И аромат духов рассказывает не о силе духа, а скорее о волшебстве женственности.
Те, кому довелось попробовать этот дзинтаровский аромат, вспоминают о нем с восторгом и обязательно добавляют, что в советские времена его было чрезвычайно трудно приобрести, труднее даже, чем "Консуэло". Впрочем, сейчас купить "Колдунью" еще сложнее, даже пустой флакон от этих духов - и то редкость.
Обычно таким дефицитом становятся духи 1950-х и 1960-х годов, которые или снимались с производста, или производились уменьшенными тиражами, потому что в моду входили ароматы других направлений. Но "Колдунья" была создана довольно поздно, в середине 1970-х. Она оказалась последним ароматом, выпущенным Дзинтарсом в роскошном флаконе с притертым стоппером - все следующие новинки выходили уже с винтовыми крышками.
Может быть, ее тиражи были сокращены как раз из-за дороговизны флакона. А может, "Колдунья" не отвечала новой стратегии Дзинтарса: с середины 1970-х фабрику начали модернизировать и ее ассортимент сильно изменился, особенно в 1980-х, когда было создано сразу много новых ароматов в заметно более простых - в стиле того времени - флаконах.
Для динамичных, спортивных, местами даже агрессивных 1980-х "Колдунья" была слишком женственной, можно сказать - будуарной. Она требовала не теннисной формы, а вечернего платья в пол. Но сейчас понятно, что "Колдунья" - это та самая красота, которая вне времени.
Виктория Власова — в прошлом профессиональный журналист, сейчас коллекционер, антиквар, специалист по советской парфюмерии. Живет в Праге, любит путешествовать. Любимые ароматы: "Кремль", "Ленинград", "Рижанка", "Алые паруса".