Статьи

Ароматы балета: Сергей Дягилев. Mitsouko – достижение идеала

Продолжение цикла "Ароматы балета", посвященного великим деятелям балетного мира и их любимам ароматам.

 

Трудно найти человека, который сделал бы больше для искусства вообще и для балета в частности, чем антрепренер Сергей Павлович Дягилев. Потомственный дворянин, он вместе с художником Александром Бенуа выпускал журнал «Мир искусства», организовывал художественные выставки, а начиная с 1907 года – ежегодные зарубежные выступления русских артистов: «Русские сезоны», благодаря которым в Европе возникла мода на все русское. Он привлек лучших танцоров императорских театров: Анну Павлову, Вацлава Нижинского, Михаила Фокина, Тамару Карсавину.

«Дягилев – энтузиаст, отдавший всего себя с какой-то языческой страстностью искусству», – говорил о нем художник Михаил Ларионов. Николай Рерих называл Дягилева «крестоносцем красоты».

 

Лев Бакст «Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней» (1905)
Лев Бакст «Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней» (1905)

 

Вкусы у Дягилева были утонченные во всех отношениях, даже изощренные. Правда, до эксцентричности Оскара Уайльда, с которым его многое роднило, он все же не доходил. Просто он был всегда элегантно одет. Всегда – светлый шарф, изящная обувь, трость. И парфюмерию он любил, покупал все нашумевшие новинки, но не находил идеального аромата, который мог бы выразить «саму красоту», пока в 1919 году не попробовал «Mitsouko» Guerlain.

 

 

Для Сергея Дягилева «Mitsouko» стали любовью с первого вздоха. Сочетание горечи дубового мха и сладости персика. Сырой земляной запах ветивера и жаркий смолистый лабданум. Звенящий аромат бергамота, кремовая нежность розы и влажная прохлада ирисов. Таких духов прежде не было, ничего похожего, ничего подобного… Знаменитый «Chypre» Coty казался простым и даже грубоватым на их фоне. «Mitsouko» были сложными и при этом прозрачными настолько, что казалось – они обращаются не к обонянию, а к чему-то в душе человека. И какая-то утонченная печаль, которой дышал этот аромат, была близка Дягилеву. Он никогда не расставался с флаконом, он не только наносил «Mitsouko» на кожу и на свой шарф, но и капал духи на обивку мебели, на шторы, на книги, которые читал. Он был богат, он мог себе это позволить.

 

Хосе Рамон Санчес «Дягилев»
Хосе Рамон Санчес «Дягилев»

 

Сергей Павлович был болен диабетом и последний год своей жизни страдал от трофических язв. Он умирал от сепсиса в Венеции, продолжая строить планы на будущие постановки и каждый вечер капал на подушку «Mitsouko».

О том, что Сергей Павлович, так тонко ценивший женскую красоту и прелесть женского танца, в своей личной жизни женщинам предпочитал мужчин, знали все. Николай Набоков, композитор, писатель и двоюродный брат автора «Лолиты», сказал о Дягилеве, что он был «первым великим гомосексуалом, заявлявшим о себе и признанным обществом». Среди его любовников числились великий танцор Вацлав Нижинский, танцор Леонид Мясин, балетмейстер Серж Лифарь. А тайной, великой, первой и последней любовью Сергея Дягилева был его кузен Павел Корибут-Кубитович. Неизвестно, были ли они любовниками, скорее всего – нет, но влюблен в кузена Сережа был с детства. Когда Дягилев умирал, от его постели буквально не отходил убитый горем Лифарь, а Сергей Павлович ждал приезда кузена, но получил только телеграмму и сказал с горькой усмешкой: «Ну конечно, Павка запоздает и приедет после моей смерти».

Дягилева похоронили на острове-кладбище Сан-Микеле.

 

 

Я была там. И первое, что бросилось мне в глаза, – надгробие, на котором лежало множество настоящих балетных пуантов. Некоторые уже посерели от дождей и времени, некоторые были еще совсем новыми. Танцоры приносят Дягилеву пуанты, словно испрашивая его благословения. А еще на мраморе стоял флакончик «Mitsouko». Крошечный. Я очень удивилась. Тогда я еще не знала о пристрастии Дягилева к этим духам. Жалею, что не сделала фотографию. Но как раз на Сан-Микеле в моем фотоаппарате сели батарейки.

 

 

В 2010 году парфюмер Рожа Дав выпустил духи «Diaghilev» Roja Dove. В них очень много общего с «Mitsouko». Но «Mitsouko», особенно винтажные духи, которые мне доводилось пробовать, несравнимо лучше.

В «Mitsouko» есть какая-то тайна, которую невозможно ни описать, ни разгадать. Возможно, потому, что создали их, вдохновляясь печальным любовным романом Клода Фаррера «Битва» о японке Мицуко, которая была супругой японского адмирала, но влюбилась в английского офицера. Аромат «Mitsouko» – словно шепот на непонятном тебе, чужом языке: когда слушаешь и точно знаешь, что тебе говорят о любви. Пусть ты не понимаешь слов, но с легкостью считываешь чувства. Возможно, именно этого хотел Дягилев: чтобы ему постоянно говорили о любви. Ведь в реальной жизни в любви он не был счастлив. Человек, которого он обожал всю свою жизнь, даже не приехал побыть с ним перед смертью… И Дягилев утешался «Mitsouko», их тихим и нежным шепотом. Он дышал этими духами в буквальном смысле – до последнего вздоха.

 

 


Родилась в Москве, обожает Петербург, любит Тоскану, Прованс и Блуа. Интересуется историей городов, людей и вещей. Постоянный автор журнала «Gala-Биография». Писатель, выпустивший целый ряд биографических и художественных книг. Парфюмерией очарована с раннего детства. В равной степени ценит винтажи и удачные современные парфюмы. Любимые ноты: тубероза, жасмин, бессмертник и кожа. 

 

Поделиться:

Комментарии



  • Новости
  • Статьи
  • Ароматы балета: Сергей Дягилев. Mitsouko – достижение идеала
Выбор города
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Астрахань
  • Барнаул
  • Владивосток
  • Волгоград
  • Воронеж
  • Екатеринбург
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Казань
  • Калининград
  • Кемерово
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Набережные Челны
  • Нижний Новгород
  • Новосибирск
  • Омск
  • Оренбург
  • Пермь
  • Ростов-на-Дону
  • Самара
  • Саратов
  • Тольятти
  • Тюмень
  • Ульяновск
  • Уфа
  • Хабаровск
  • Челябинск
  • Ярославль