Ольга Лепешинская, дворянка по рождению, дебютировавшая в 1933 году в балете «Тщетная предосторожность» в Большом театре, была любимой балериной Сталина. А в 30-е, в 40-е, в 50-е это не просто значило много: это значило все. Ей отдавались лучшие партии: впрочем, только те, в которых она могла проявить особенность своего таланта – резво и весело порхать и смеяться, танцуя. Но она умела порхать и смеяться, какой бы образ ни создавала на сцене: Золушка, Китри в «Дон Кихоте», Аврора в «Спящей красавице», Одетта и Одиллия в «Лебедином озере», роли в современных балетах – Тао Хоа в «Красном маке» и Жанна в «Пламени Парижа».
«Попрыгунья-стрекоза», так называл ее Генералиссимус. Ходили слухи, будто Ольга была его любовницей. Будто за ней приезжала машина, отвозила ее к Сталину, с которым она проводила несколько часов в страстных утехах, а потом возвращала домой, ибо спать рядом с женщиной после самоубийства любимой жены Надежды Аллилуевой вождь не мог. Никакого подтверждения или опровержения этим слухам не существует. Однако Лепешинская была лауреатом четырех Сталинских премий. Она была очень обеспеченной по советским меркам женщиной.
Однажды, во время приема в Кремле, Ольга восхитилась красотой хрустальных бокалов для шампанского – и на следующий день ей доставили домой две штуки. На каждом была гравировка: «Попрыгунье-стрекозе». В октябре, в 1941 году, во время спешной эвакуации в Киров Ольга бросила все свои шубы, которые обожала, но увезла вместе с драгоценностями эти бокалы и свои любимые французские духи. Самое ценное и невосполнимое.
…Еще в 30-е все знали, что Олечка Лепешинская пользуется только французскими духами. Первые любимые духи – «Arpege» Lanvin – ей кто-то подарил. Нет, вряд ли Сталин. Скорее, первый муж, кинорежиссер Илья Трауберг. Ему бы хватило культуры оценить музыкальное название духов, предназначенных для балерины. А Ольга была очарована ароматом – тонким, нежным, альдегидно-цветочным, с нотами ирисов и ее любимых ландышей. В СССР таких изящных духов тогда просто не делали.
В 1927 году в честь премьеры балета «Красный мак» были созданы одноименные духи: восточно-цветочные, яркие, сладкие, пряные. Позже. когда Ольга с большим успехом танцевала партию Тао Хоа в «Красном маке», ей, конечно, регулярно преподносили в подарок эти модные духи в коробочке с красной кисточкой. Ольга передаривала их – подругам, родственницам, домработницам. Она не выносила густую навязчивую сладость «Красного мака». Ей хотелось ландышей…
Читайте также:
Коллекционер Виктория Власова - об аромате Красный мак
Второй муж, генерал-лейтенант Леонид Райхман, очаровывал ее, регулярно присылая по утрам букеты свежих, еще влажных ландышей. Ради Райхмана она ушла от Трауберга. Брак завершился арестом Райхмана в 1951 году. Ходили слухи, будто он не выдержал и высказал что-то ревнивое по поводу отношений жены с вождем, был за это наказан и именно поэтому не вернулся к Ольге после освобождения в 1953 году, после смерти Сталина. На самом деле посадили его по обвинению в организации «националистического еврейского заговора», якобы руководимого министром госбезопасности В. С. Абакумовым. А к Ольге он не вернулся, потому что считал, что она предала его. У нее были возможности освободить его, выпросить его свободу себе в подарок, но она этого не сделала. Ко всему прочему, в то время в ее жизни уже появился другой мужчина: генерал армии Алексей Иннокентьевич Антонов. И с ним соперничать Райхман не мог… Не того полета птица.
Генерал Антонов был выдающийся полководец и сильный, мужественный человек с крепкими понятиями о чести. Он был женат еще с юности: Мария Дмитриевна работала учительницей и пережила с ним все трудности судьбы военного, все переезды с места на место. Дождалась конца войны, возвращения мужа и слегла с тяжелой, безнадежной болезнью. Антонов жену любил, сострадал ей, но он был еще не стар, полон сил и торжества победителя, к тому же – театрал… А на сцене порхала «попрыгунья-стрекоза», неизменно радостная Ольга Лепешинская. Влюбился ли он? Как минимум – опьянился ее прелестью. Его чувство к Ольге было больше, чем просто восхищение талантом. Антонов не позволял себе никаких проявлений интереса к этой женщине, но на спектакли ездил регулярно, букеты посылал: никаких хрупких ландышей, роскошные парадные гвоздики и розы. Однако Ольга принимала их с восторгом: ведь это были цветы от него! Так получилось, что едва проявившаяся любовь Антонова нашла отклик в ее душе.
Мария Дмитриевна Антоновна в свет не выходила, в театр не ездила, и неизвестно, догадывалась ли она, что у генерала не просто интерес к балету, а увлечение балериной. Лишь овдовев в 1955 году, Алексей Иннокентьевич позволил себе сблизиться с Ольгой. Поженились они в 1956-м. Последний брак Ольги был самым счастливым.
В 1962 году Антонов скоропостижно скончался. Лепешинская от шока и горя практически потеряла зрение. Она уже не танцевала, только преподавала. Но преподавать ей позволили за границей.
…Много лет Ольга пользовалась только «Arpege». Но в 1943 году, в разгар войны, был поставлен балет «Алые паруса». Роль Ассоль создавалась специально для Лепешинской, с учетом ее возможностей. После войны Ольга объехала с этим балетом всю Европу. Гастроли у нее случались каждый год, и однажды в Париже ей довелось попробовать «Diorissimo» Christian Dior.
Если в «Arpege» ландыши были растворены в сиянии альдегидов, в ирисовом тумане, вплетены в тонкий узор других ароматов, то в «Diorissimo» они были главной нотой. И нежность альдегидов в них была, но не более, чем утренней росой в чашечках цветов. И тонкий бергамотовый звон, и легчайшая сладость, и горьковато-зеленая мшистая база, как будто эти ландыши даже не в букете еще, а растут в лесу – все в «Diorissimo» было живым, настоящим. Даже не верилось, что такое чудо можно было создать, что ландыши вместе с лесной поляной можно заключить в миниатюрный флакончик.
Отныне ничего, кроме «Diorissimo», Ольга Васильевна не признавала. Она обожала ландыши, а в «Diorissimo» могла получить их аромат в любое время года. Они были ее релаксантом, ее утешением. Достаточно было вдохнуть аромат – и она уносилась из дома, где не было у нее никого родного и близкого, из больниц, из унизительного чувства старения и немощи тела, привыкшего быть покорным инструментом балерины… Она понимала, что люди, которые сейчас ее окружают, после ее смерти будут драться за ее наследство. А для нее высшей драгоценностью были несколько памятных вещиц и аромат ландышей из флакончика «Diorissimo». Аромат, возвращающий юность и чувство, будто снова возможно все. Даже любовь. Прекрасная иллюзия, которую дарят духи…
Соседи говорили, будто среди прочего «ненужного», оказавшегося на помойке вместе с кроватью и любимым креслом балерины в 2008 году, когда она скончалась, были и ее «французские духи».
Действительно, кому они были нужны, если имелась коллекция живописи и коллекция шуб.
…Петр Ильич Чайковский, в чьем балете «Спящая красавица» блистала Лепешинская, тоже страстно любил ландыши и постоянно говорил об этом: в их аромате он находил вдохновение. В его комнате всегда стоял маленький букетик любимых цветов: конечно, он предпочитал весенние, лесные, но в ту пору, когда в природе ландыши не цвели, ему доставляли их из теплиц. На могиле композитора, в Некрополе мастеров искусств (бывшее Тихвинское кладбище) в Александро-Невской лавре, каждый год сажают ландыши.
На могиле Ольги Васильевны Лепешинской, похороненной на Введенском кладбище, воздвигнут помпезный памятник, но ландышей нет.
Елена Прокофьева родилась в Москве, обожает Петербург, любит Тоскану, Прованс и Блуа. Интересуется историей городов, людей и вещей. Постоянный автор журнала «Gala-Биография». Писатель, выпустивший целый ряд биографических и художественных книг. Парфюмерией очарована с раннего детства. В равной степени ценит винтажи и удачные современные парфюмы. Любимые ноты: тубероза, жасмин, бессмертник и кожа.